Любаслава
6357 subscribers

Девичьи головные уборы. Коруна и Венец.

966 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
966 read the story to the endThat's 80% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Венец. Василий Суриков. Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909
Венец. Василий Суриков. Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909
Венец. Василий Суриков. Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909

Если задать вопрос любому русскому человеку - какой он знает традиционный русский женский головной убор? Не сомневаюсь - абсолютное большинство ответит: кокошник. Незначительная часть респондентов вспомнит про кичку рогатую. Печально. Так как это всё, что осталось в памяти настоящего поколения о нашем богатом наследии. К тому же, даже эта память путана, так как давно позабыто что каждый предмет одежды у славян имел свой сакральный смысл, одевался не всеми и (или) при определённых условиях. Кокошник и кичка - головные уборы исключительно замужних женщин, на детей из никогда не примеряли. В настоящей статье я хочу рассказать о том, что носили на головах девочки и девушки.

Девичьи головные уборы. Коруна и Венец.

Названия девичьих головных уборов очень разнообразны:

  • лента,
  • венец,
  • венчик,
  • повязка,
  • почёлок,
  • коруна,
  • головодец,
  • тканка и другие.

Материалы, которые шли в дело разнообразны: ленты (в том числе сложные из ткани), платки, прямоугольники из березовой или липовой коры с завязками.

Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882. Все невесты в венцах.
Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882. Все невесты в венцах.
Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882. Все невесты в венцах.

Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Это не только красивое украшение и довершение образа всего наряда девушки, но и демонстрация потенциальным женихам достатка рода будущей жены. Распространение этого вида венца весьма широко.

Изготавливали коруну на каркасе из металлической проволоки, декорировали золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке.

Венец внешне очень похож на коруну. А ещё он сильно напоминал корону в нашем, современном представлении, потому что его форма это зубьями с "городками". Не зря же в древности этот головной убор величали "венец с городы" , или "венец теремчат", то есть с теремами.

Ученые полагают, что коруны и венцы конца XVII — начала XIX века появились как результат синтеза народных и великокняжеских головных уборов.

Венцы из коллекции Эрмитажа

Коруну и венец  часто путают с кокошником. Давно известно, что в течении жизни, переходя из одного социального статуса в иной (например, становясь мужней женой) женщина меняла головной убор. Во все времена головной убор сочетался с причёской.

Итак, главное их отличие:

  • кокошник убор замужних женщин, коруна и венец - девочек и девушек;
  • незамужние носили одну косу и для их головного убора (коруна и венец) всегда характерна открытая макушка, волосы были на виду. Замужние же заплетали две косы, и кокошник скрывал эти косы (волосы) полностью.
На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта
(с) словарь В. Даля.

Таким образом, венец и коруна это девичий - дозамужний убор который волосы оставляет открытыми! А кокошник - свадебный головной убор, который уже закрывает волосы. И именно его потом носит замужняя женщина по праздникам и торжествам.

Картина художника Константина Егоровича Маковского
Картина художника Константина Егоровича Маковского
Картина художника Константина Егоровича Маковского

Головные уборы, как я уже указывал выше, выполняли и своеобразную социальную функцию. По головном убору женихам и свахам сразу было видно благосостояние семьи девушки. Богатых величали "повязочницы", а бесприданниц "косыночницы". На вечерках, гуляньях, да гульбищах внимание парней перепадало более первым. Они проще, радостные, кадриль плясать могли и в играх участвовать.

Вторые же резво не танцевали, предпочитая спокойно прогуливаться и неспешно водить хороводы. Не мудрено: берегли дорогой наряд.

По итогу, сватов после по большей части, к сожалению, все же засылали именно к богатым "повязочницам".

Фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены Богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).
Фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены Богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).
Фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены Богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).

А вот еще примеры девичьих головных уборов:

Настенька из к/ф "Морозко"

Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество "Любаслава" Вконтакте

Благодарю, что дочитали статью до конца! Обязательно подпишитесь на канал, впереди ещё много интересных тем и обсуждений!