«Земля кочевников». Американские бомжи как разновидность артхауса

410 full reads
674 story viewsUnique page visitors
410 read the story to the endThat's 61% of the total page views
40 seconds — average reading time

11 марта 2021 года до экранов российских кинотеатров наконец-то доберётся «Земля кочевников» (Nomadland) — судя по полученным наградам, пока главный западный фильм года. «Я люблю кино» расскажет, действительно ли картина режиссёра Хлои Чжао настолько хороша.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.

Главная героиня «Земли кочевников» Ферн (Фрэнсис Макдорманд) лишилась дома не только в узком, но и в широком смысле — в результате экономического кризиса исчез с лица Земли сам город, в котором она жила вместе с мужем (умершим ещё раньше). В результате женщина стала «кочевницей», разъезжая по американским просторам в «доме на колёсах», зарабатывая на жизнь временной работой и общаясь с другими странствующими душами.

Картина представляет собой набор сцен из путешествия героини: как чисто бытовых, так и посвящённых раскрытию её характера и сделанного ею выбора. Иногда эти сцены ничем не примечательны, но некоторые являют собой настоящую кинопоэзию. Режиссёр сплетает её из трогательных и искренних диалогов, красивых пейзажей, музыки и даже декламирования Шекспира — при помощи талантливого монтажа, которым Чжао занималась сама.

В результате получился «артхаус для людей»: не бессмысленный набор кадров, чью многозначительность объясняют критики-дармоеды, а портрет человека и его жизни, на эмоциональном уровне доступный каждому и разве что чуточку скучноватый местами.

Фрэнсис Макдорманд в фильме «Земля кочевников»
Фрэнсис Макдорманд в фильме «Земля кочевников»
Фрэнсис Макдорманд в фильме «Земля кочевников»

Фильмы, подобно «Земле кочевников», рассказывающие о добровольном уходе от цивилизации, не так уж редки для американского кино. Только за последние 15 лет вышли «Не оставляй следов» (Leave No Trace) Дебры Граник, «Капитан Фантастик» (Captain Fantastic) Мэтта Росса и «В диких условиях» (Into the Wild) Шона Пенна. С картиной Чжао можно сравнить и «Повелитель бури» (The Hurt Locker) Кэтрин Бигелоу, в котором исследуется схожий психологический тип.

На фоне этих достойных работ фильм американки китайского происхождения не теряется, а выглядит равным, так что его успех можно считать заслуженным. Конечно, какой-то его частью Чжао обязана тому, что она женщина и азиатка, а также пандемийному кризису кинопроизводства, но если вам важны не регалии, а хорошее кино, в «Земле кочевников» явно сокрыт его источник.