Ребёнок решил эту задачку за 5 минут

Школа в XVIII веке
Школа в XVIII веке

Давным-давно в Германии на уроке арифметики в начальной школе учителю понадобилось заняться какими-то своими срочными делами . Чтобы занять класс до звонка, учитель задал детям весьма сложную задачу: подсчитать сумму всех целых чисел от 1 до 100: 1 + 2 + 3 + 4 и так далее, вплоть до + 100.

Дети с печальным вздохом начали складывать числа... Учитель достал свои бумаги и погрузился в чтение – убеждённый, что до конца урока его не потревожат. Каково же было его удивление, когда через 5 минут один мальчик поднял руку и сказал: «Господин учитель, я решил»!

На грифельной доске мальчика (а тогда вместо тетрадей в школах пользовались грифельными досками) был записан совершенно правильный ответ!

Дети за грифельной доской
Дети за грифельной доской

Если у вас есть хотя бы немножко свободного времени, попробуйте догадаться, как мальчик решил эту трудную задачу.

Ну а если нет – раскрываем первую часть тайны: мальчика звали Карл Фридрих Гаусс, и впереди его ждала долгая и полная замечательных открытий жизнь. Им будут восхищаться, ему будут предлагать профессорские должности все главные университеты мира, его будут называть «королём математиков».

Карл Фридрих Гаусс (1777–1855)
Карл Фридрих Гаусс (1777–1855)

Даже в современных компьютерных шутерах всем игрокам известна так называемая «гауссовка», она же «гаусс ган» или «рейлган» – мощная винтовка, в которой снаряд разгоняется магнитным полем. Почему она так называется? Потому что единица измерения магнитной индукции называется «Гаусс», в честь вы уже знаете кого!

"Гауссовка" из компьютерных игр
"Гауссовка" из компьютерных игр

И всё-таки, как же девятилетний Гаусс решил задачу по арифметике? А очень просто, буквально в уме! Итак, вторая часть тайны: мальчик представил себе все числа от 1 до 100 расставлеными в ряд:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

И начал складывать их парами так, чтобы одно число бралось с начала ряда, а второе – с конца. Тогда мы получим вот что:

1 + 100 = 101

2 + 99 = 101

3 + 98 = 101

4 + 97 = 101

и так далее, вплоть до

50 + 51 = 101!

Все попарные суммы оказались одинаковыми! Значит, нужно было число 101 взять ровно 50 раз, или 101 х 50 = 5050. Именно это число маленький Гаусс написал на своей грифельной доске, чем несказанно удивил своего учителя...

Кто такой демон Лапласа и что такое теория хаоса? В каких случаях можно делить на ноль? Для чего средневековым математикам были нужны кинжалы и шпаги? Читайте в лучшем в России детском журнале"Лучик". Оформить подписку на журнал можно на сайте Почты России.