Последний Ту-134А-3М

11k full reads
16k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 66% of the total page views
4 minutes — average reading time

В аэропорту Ижевска в сторонке от аэровокзала стоит самолёт Ту-134А-3М с бортовым номером RA-65930, который был создан в конце 80-х годов для сельскохозяйственных нужд, а потом, не пригодившись на этом поприще, переделанный под VIP-перевозки.

Последний Ту-134А-3М

Борт был построен на Харьковском авиазаводе имени Ленинского комсомола в июне 1989 года с заводским номером 66500.

Изначально модификация самолёта называлась Ту-134А-3 СХ, где 3 - двигатели Д-30 третьей серии (имеющие улучшенные характеристики тяги), а СХ - сельскохозяйственный. Основное назначение - проведение аэрофотосъёмки сельскохозяйственных земель и других объектов народного хозяйства, мониторинга состояния почв, позволяющего контролировать рост посевов, судить о поражении их вредителями и прогнозировать урожайность.

Последний Ту-134А-3М

Съёмка осуществлялась с помощью самого современного оборудования, которое крепилось в нижней части фюзеляжа: там проделали три герметичных фотолюка, закрытых плоским стеклом, и 1 негерметичный, закрываемый сдвижными крышками.

Поскольку большую часть салона занимала аппаратура, количество окон уменьшили, а аварийные выходы ликвидировали.

Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М

Эксплуатация велась «Аэрофлотом» с 1989 по 1993 год, а аэропортом базирования стал Воронеж.

Последний Ту-134А-3М

Съемка одного квадратного километра суши или моря с Ту-134СХ обходилась в несколько раз дешевле, чем с Ан-26, Ан-30 или Ми-8.

Последний Ту-134А-3М

Радиолокационная съемка на Ту-134А-3 СХ стала возможна хоть круглый год, в любую погоду и в любое время суток. На радиолокационной карте видны сухие, влажные, засоленные и заболоченные участки. РЛСБО «видело» даже сквозь сухой снежный покров, позволяя следить за состоянием озимых культур.

Последний Ту-134А-3М

Но и недостатки, так горячо скрываемые чиновниками, такие как загрязнение окружающей среды и прочие безобразия, тоже стали очень хорошо видны. Ответственным лицам стало прилетать «по шапке», и вскоре чиновники стали мешать проведению воздушного мониторинга.

В результате половина машин осталась без дела и в коммерческих целях наш борт переделали в 1994 году в грузо-пассажирский вариант с дверью размером 1,61х1.09 м. Все фотолюки намертво задраили под полом, оборудование сняли...

Последний Ту-134А-3М

В переднем салоне установили пассажирские кресла, а задний салон оборудовали крепежными узлами и швартовочными сетками для груза.

Последний Ту-134А-3М

Как раз в это время стал очень популярен челночный бизнес и самолёт стал возить чартерные рейсы с перекупщиками в Турцию, Эмираты и другие страны, где можно было разжиться товаром для перепродажи.

Последний Ту-134А-3М

Но из-за отсутствия аварийных выходов он был малопригоден для пассажирских перевозок. Поэтому в 1999 г. при капремонте самолет снова доработали: прорезали дополнительные окна и аварийные выходы, смонтировали роскошный интерьер, превратив его в 40-местный «салон»: два первых отсека для больших и толстых персон и в конце салон с простыми креслами для «челяди». Он получил обозначение Ту-134A-3M.

Последний Ту-134А-3М

Пройдёмся по салону, начиная от кабины, её в деталях покажу отдельно.

Последний Ту-134А-3М

Пустой отсек за кабиной.

Последний Ту-134А-3М

Большая кухня.

Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М

Первый VIP-салон с диваном. 2+3

Последний Ту-134А-3М

Попробуйте представить запах старого советского самолёта. Причём хороший такой запах: кожи, алюминия, дерева, коврового покрытия... Всё это здесь есть!

Последний Ту-134А-3М

Детали.

Последний Ту-134А-3М

Эксплуатация RA-65930 по годам:

2000-2001 а/к "КрасЭйр"; 2001-2006 а/к "Карат"; 2006-2011 "Jet Air Group" и с 2011 года борт находится в собственности а/к "Ижавиа". С 2015 года самолёт не эксплуатируется, а используется для экскурсий, а также учебно-тренировочных операций службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полётов.

Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М

Посмотрите, с какой любовью сделана панель.

Последний Ту-134А-3М

Мультимедиа-система.

Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М

Второй салон на четверых.

Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М

Третий салон самый скромный.

Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М

Очень хороший шаг кресел.

Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М

Отсек для верхней одежды.

Последний Ту-134А-3М

Кухня.

Последний Ту-134А-3М

Связь.

Последний Ту-134А-3М

В обычных пассажирских Ту-134А здесь второй туалет.

Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М

Здесь туалет один, зато с традиционным иллюминатором.

Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М
Последний Ту-134А-3М

Задний отсек для багажа.

Последний Ту-134А-3М

К августу 2002 переделки коснулись всех «СХ», кроме RA-65929, а наш стал последним выпущенным и оставшемся в идеальном состоянии.

Последний Ту-134А-3М

Вот такая красота!

Ждите фотки кабины.