УЗГА: ОТ РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ ДО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ

12k full reads
18k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 68% of the total page views
6 minutes — average reading time

16 марта 1939 стал днем рождения завода № 404, сейчас известного как "Уральский завод гражданской авиации" или УЗГА.

В советское время на заводе занимались техническим обслуживанием самолетов; в военные годы на заводе ремонтировали У-2, По-2 и авиадвигатели, освоили производство бомбардировщиков СБ, боевых И-15 и И-16.

В послевоенные годы вплоть до 2000-х завод специализировался на ремонте двигателей и редукторов, а потом было принято решение развивать самолётостроение и сейчас это направление стало магистральным - ремонт двигателей никуда не денется, даже появится новое производство. Но основной продукцией предприятия станут самолёты.

Сегодня УЗГА специализируется на разработке, производстве, испытаниях, ремонте и обслуживании авиационной техники, узлов и агрегатов. Главные программы - выпуск самолетов Da-40, Da-42 по лицензии австрийской компании Diamond для подготовки пилотов в государственных учебных заведениях. , а также лицензионное производство самолетов L-410.

За 2020 год общий объем выручки УЗГА составил 25 млрд рублей, из них почти половина – 12,8 млрд это лицензионное производство Da-42 и L-410.

Нам показали и ремонт двигателей, и сборку самолётов. Попробую рассказать обо всём по порядку и максимально доходчиво.

УЗГА: ОТ РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ ДО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ

Цех, где занимаются газотурбинными двигателями: тут их разбирают перед тем, как отмыть отдельные узлы и детали и отправить их на дефектацию.

Для старых двигателей многие вещи уже не производятся, поэтому на заводе организовали производство ремкомплектов: огромное количество разных колечек, прокладок, обойм подшипников и прочей мелочевки приходится делать самостоятельно.

УЗГА: ОТ РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ ДО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ

Есть свои технологии, которые позволяют ремонтировать детали, получившие серьёзные повреждения – методы плазменного напыления, наплавки, которые дают деталям вторую жизнь. В том числе и таким ответственным, как лопатки двигателей.

Нам показали измерительные станки. Предмет особой гордости - цех, который занимается трубопроводами. Казалось бы, такая мелочёвка – трубы, но, если учесть, что относительно коротенькая трубочка может стоить 150 тыс. рублей, на самостоятельном выпуске можно изрядно сэкономить. Получается качественно, недорого и быстро.

УЗГА: ОТ РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ ДО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ

Вот так шаг за шагом осваиваются новые компетенции. В итоге получается, что даже те двигатели, к которым производство запчастей уже прекращено, УЗГА удаётся ремонтировать и возвращать к жизни.

В будущем на УГЗА планируется полностью самостоятельно делать двигатель ВК-800. Его планируется ставить на ремоторизованный L-410 и на учебно-тренировочный самолет собственной разработки УТС-800. Изначально ВК-800 разрабатывался "ОДК-Климов" (Санкт-Петербург), потом проект перешёл на УЗГА.

Второй день мы провели в цеху окончательной сборки Da-42 и L-410.

Видите белый зачехлённый фюзеляж? В таком виде планер самолёта прибывает в Екатеринбург автотранспортом, а потом перемещается в цех – он на фото левее с открытыми воротами.

УЗГА: ОТ РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ ДО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ

Фюзеляж сначала устанавливается на технологические колёса, а потом начинается  изготовление самого самолета.

Видите хвостовое оперение и другие агрегаты, покрашенные в белый цвет? Это всё постепенно «навешивают» на фюзеляж: крыло, оперение, двигатели, «боевое» шасси…

Каждый участок отвечает за что-то своё: где-то борт начиняют электрооборудованием, где-то проводят жгуты и проводки, монтируют кабину и интерьер… 

Листайте галерею

итоге получается красивый самолет, который вот-вот отправится в Хабаровск для «Хабаровских авиалиний».

Всего же собрано порядка пятидесяти L-410.

Дальше планируется шаг за шагом увеличить степень локализации производства самолёта на УЗГА, но до определённого предела. Предусмотрена замена двигателя на ВК-800С, и после того, как будет сделан свой покрасочный цех, самолёты будут поступать не белыми, а жёлтыми – после грунтовки.

В целом уровень локализации должен достичь 70% от объема работ. То есть из Чехии будет приезжать несколько агрегатов, а всё остальное будет делаться здесь, в России.

Но тогда почему не освоить полную сборку здесь? Ответ простой: такой задачи никто не ставит. Клёпка фюзеляжа из традиционного металла – не самая высокотехнологичная операция, за перенос которой в Россию нужно биться :)

УЗГА: ОТ РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ ДО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ

Нам показали самолёты Diamond DA-42, которые выполнены с максимальной степенью локализации, а также мы осмотрели композитное производство, которое сделано по технологии Даймонда.

Фюзеляж Da-42 состоит из двух половинок – правая и левая. К нему крепятся носовой обтекатель, центроплан, отъемные части крыла, хвостовое оперение и пр.

Сам по себе фюзеляж, выполненный из стеклопластика и углепластика, получается очень лёгкий – основная часть весит меньше 100 кг. Раньше эти агрегаты приезжали из Австрии, сейчас первый самолёт сделан из российских материалов.

В композитном цеху есть машина Diamond, в которую закладывается углеродная ткань, и она пропитывает ткань связующим раствором.

Далее эта ткань раскраивается и укладывается в матрицу (форма) слоями в нужной ориентации, после чего из формы откачивается воздух и все это дело отправляется в печку, где под избыточным давлением и при высокой температуре происходит формовка.

После проводятся контрольные операции и производится соединение фюзеляжа. В эти углепластиковые половинки вклеивается силовой набор – шпангоуты из стеклопластика, потом всё это вынимается из оснастки и собирается готовый планер.

Технология изготовления, производственная линия и материалы предоставлены компанией Diamond Aircraft. Ранее агрегаты планера поступали от производителя. Помимо композитных агрегатов, на УЗГА освоено производство электрожгутов и кресел. Из Раменского приборостроительного конструкторского бюро приходит бортовое радиоэлектронное оборудование.

Двигатели пока ставятся иностранные. Но со временем Da-42 планируется оснастить российскими АПД-200 (авиационно-поршневой двигатель) взамен Austro Engine AE 300. В итоге большая часть комплектующих станет российскими, хотя базовая технология остаётся австрийской.

Самолёт УТС-800, который полностью самостоятельно разрабатывается УЗГА, тоже будет композитным, но станет опираться на собственные технологии УЗГА, и композитные агрегаты будут частично делаться в Ульяновске, где у завода есть дочерняя структура.

УЗГА: ОТ РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ ДО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ

Дальнейшим развитием линейки самолетов УЗГА станет ЛМС-901, который будет традиционным цельнометаллическим самолётом, он придет на замену Ан-2. Собирать его будут в кооперации с российскими производителями, финальное производство на УЗГА. Еще один перспективный продукт – ТВРС-44, который создается на замену Ан-24, Ан-26 и Як-40. Симпатичная машинка на 44 кресла, способная садиться на мягкий грунт.

Одной из проблем являются площади под размещение производства: программ много, цеха разрастаются. В этом плане УЗГА активно сотрудничает с особой экономической зоной, также известной как «Титановая долина». Там будут возводиться новые цеха для разных производств.

УЗГА: ОТ РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ ДО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ

Как уже упоминалось выше, на лицензионное производство Da-42 и L-410 приходится 12,8 млрд.

Ещё 6 млрд приходится на ремонт двигателей самолётов и вертолётов, а также редукторов. Это ТВ-2-117, ТВ-3-117, которые используются на вертолётах семейства Ми-8, а также на камовских машинах (как на гражданских, так и на боевых), ГТД-350 для Ми-2, старые двигатели для Ту-154Б НК-8-2У (большой, но уходящий пласт работ).

1,7 млрд – ремонт и модернизация двигателей для «Газпрома». Наземные газоперекачивающие установки, как кузнецовской разработки, так и на основе двигателей ПС-90.

3,6 млрд – выполнение опытно-конструкторских работ, прежде всего по контрактам с Минпромторгом, здесь самые большие знаковые проекты ЛМС-901, он же «Байкал», и ТВРС-44.

В 2022 году УЗГА планирует выпустить около 35 самолетов всех модификаций, что почти равняется планам на 2021 год. В 2021 будет выпущено девять L-410, а всего в 2021 году 34 новых самолета. Также несколько ремонтов самолетов и самолеты на техобслуживании.

УЗГА: ОТ РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ ДО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ

За все время работы завода выпустили около 400 самолетов.

Вот такая красота!