Архетипы и воображаемое. Архетипическая психология Хиллмана-III

<100 full reads
106 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 79% of the total page views
1 minute — average reading time

По словам самого Хиллмана, определяющего область своей исследовательской деятельности,

"архетипическая психология «изначально стремилась выйти из пределов психоаналитического исследования в приемной психотерапевта и обосноваться в культуре западного мышления и представляет собой психологию, явно присутствующую в искусстве, культуре и истории идей"

Архетипическая #психология возникает, по его словам, по мере того, как соответствующие образы возникают из сферы воображения. Данный термин – «архетип» - для обозначения этого учения избран для того, чтобы обозначить генетическую связь с работами Карла Юнга, а также в связи с тем, что термин «архетипическая» обозначает принадлежность всей культуре, всем видам человеческой деятельности, не ограничиваясь рамками профессиональной деятельности терапевтов.

#архетипы , согласно традиционному определению, представляют собой первичные формы, определяющие жизнь психического.

wikipedia
wikipedia
wikipedia

Став директором Института К.Г.Юнга в довольно юном возрасте, Джеймс Хиллман продолжил дело великого психолога - своего наставника, направленное на пересмотр сложившихся фрейдистских традиций в терапии. Хиллман полагал, что ключевым для понимания разума человека является изучение процесса таких явлений как #воображение и #мифология. Представляется интересным, что процессам воображения в архетипической психологии отводится особое место.

Архетипы, концепция которых была разработана К.Г.Юнгом, оказываются неразрывно связаны с творческой деятельностью воображения. Предоставлю слово Джеймсу Хиллману:

"Мир архетипов также является миром воображаемым. Это особый мир воображаемых реальностей, для исследования которого требуются иные методы и способности восприятия <…> Мир воображаемый предлагает онтологический способ определения архетипов психического как фундаментальных структур воображения или как существенно имагинативных явлений трансцендентных миру ощущений если не по виду, то по своей ценности. Их значимость заключена в их теофанической (в переводе буквально «являющий бога» - М.О.) природе, в их виртуальности или потенциальности, которая онтологически неизменно выходит за пределы актуальности. (В качестве феноменов они должны являться, но являются они воображению или в воображении.)"
https://jungchicago.org/store/index.php?route=product/product&product_id=324
https://jungchicago.org/store/index.php?route=product/product&product_id=324
https://jungchicago.org/store/index.php?route=product/product&product_id=324

Мир воображаемый дает архетипам (при необходимости) оценочно-космическое начало, отличное от таких основ, как: биологический инстинкт, вечные формы, числа, социально-лингвистическая передача, биохимические реакции, генетическое кодирование и т. д. Ее изложение должно быть поэтическим и риторическим, а рассуждения не обязаны носить логический характер. Поэтому ее терапевтическая задача состоит не столько в социальной адаптации и личностной индивидуализации, сколько в работе над возвращением пациента к имагинальным реальностям (миру воовраженного). Психотерапия ставит своей целью развитие чувства души, срединной области психических реальностей. Поэтому метод психотерапии заключается в развитии воображения.