Языческая природа души. Архетипическая психология Хиллмана-VI

Называя источниками «основных» психологических учений XX века немецкий язык, протестантско-еврейское монотеистическое мировоззрение и территориально - Северную Европу, Хиллман подвергает их критике и предлагает иную психологию, обозначая ее как политеистическую. Сходные идеи высказывал Юнг: его модель личности имеет, по сути, сложную структуру, и он соотносил ее архетипическую множественность с политеистической стадией развития культуры. Более того, еще Гегелю приписывают следующее высказывание:

«То, что требуется, это - монотеизм разума и сердца, политеизм творческого воображения и искусства»
Илюстрация Карла Юнга к собсрвенной книге (https://junginla.org/max-lore-zeller-library/)
Илюстрация Карла Юнга к собсрвенной книге (https://junginla.org/max-lore-zeller-library/)
Илюстрация Карла Юнга к собсрвенной книге (https://junginla.org/max-lore-zeller-library/)

Политеистическая аналогия имеет одновременно религиозный и нерелигиозный характер. Боги, по существу, рассматриваются как основы, и поэтому психология выходит за пределы души и никогда не может быть только агностической. Духовному, жертвенному аспекту - религиозному инстинкту по определению Юнга - отводится место основной ценности. Действительно, благодаря обращению к богам ценность появляется в сфере психологии, предъявляя требования к жизни каждого человека и придавая поступкам человека значение, которое выходит за рамки данной личности. Поэтому #боги являются богами #религии, а не просто названиями, категориями, механизмами. Им оказывают уважение как энергиям, личностям и творцам ценностей.

========================================

Тем не менее между политеизмом как психологией и политеизмом как религией сохраняется определенное различие. Это различие с трудом поддается определению, поскольку

«глубинный анализ приводит к душе, которая неизбежно вовлекает анализ в религию и даже в теологию, тогда как живая, представленная в переживании религия зарождается в человеческой психике и как таковая составляет психологический феномен».

Если #душа является первичной метафорой, тогда #психология и #религия должны переплетаться, а их различие оказывается произвольным и неоднозначным. Душа сама ставит вопрос политеизма, как только начинает воспринимать мир как нечто живое, а свою природу насыщенной изменчивым разнообразием.

Другими словами, вопрос политеизма возникает тогда, когда душа освобождается от господства эго.

Политеизм психолога в данном случае аллегоричен. В психологии боги не составляют предмет веры, не рассматриваются в буквальном или теологическом ракурсе. «Религия обращается к богам с помощью ритуала, молитвы, жертвоприношения, поклонения, вероисповедания... В архетипической психологии боги составляют предмет воображения; они рассматриваются с помощью психологических методов персонификации, патологизирования и психологизации. Они находят неоднозначное выражение в виде метафор для описания форм переживания и как нуминозные (священные) личности, находящиеся на грани двух миров. Они составляют космическую панораму, в созерцании которой участвует душа» . Считая себя преемницей традиций греческой культуры, Возрождения, Романтизма, архетипическая психология погружена в политеистическое мировоззрение так же, как и они.

(«Энциклопедия 900»)

=====================

Начало текста

I

II

III

IV

V