Дом, который входит в сотню лучших домов 20 века

Построенный в начале 90-х годов прошлого века для Роберта Миллера и его жены Пенни, этот дом-манифест был запроектирован учеником Ле Корбюзье Jose Oubrerie и в настоящее время входит в сотню лучших жилых домов 20 века.

«Мне было скучно от проектирования обычного дома», — говорит Oubrerie о своём дизайне. — «Я был заинтересован в изучении прошлого, в изучении города, как дома, и дома как города». Французский архитектор работал в офисе Корбюзье с 1957 по 1965 и был главным конструктором Сен-Пьер в Фирмини. Теперь профессор в Университете штата Огайо, Oubrerie был деканом университета школы архитектуры в Кентукки, когда спроектировал дом Миллера.

Концептуально дом был задуман не как привычный замкнутый объём, а как «взорванный куб». В конечном итоге это привело к реализации фасадов, как разрозненных элементов, в здании каждый фасад индивидуален и выполнен как самонесущая бетонная конструкция. В течение процесса проектирования разрозненный комплект автономных фасадов превратился из простого набора формальных композиций в продуманную подборку архитектурных элементов со ссылками на различные прецеденты в архитектуре и искусстве и представляющих собой самостоятельную художественную коллекцию. Кроме того, некоторые фасады совершенно не зависят от внутренних объемов и связаны с ними только через подиумы (юго-западный фасад), что позволяет им выступать в качестве места для обитания, а не ограждающей поверхности.

С момента начала проектирования в 1987 году неотъемлемым аспектом дизайна была идея «три жилища в одном доме.» Заказчиками была пожилая пара и проект был рассчитан в основном на них, но с учётом их двух студенческого возраста детей. Oubrerie стремился выразить независимость и взаимозависимость четырех членов семьи путем сбора трех автономных жилищ в одном доме. Основой плана стала квадратная сетка, знакомая всем студентам архитектуры и просматриваемая в домах со дворами в Древнем Риме, дворцах эпохи возрождения, виллах Палладио и канонических современных домах.

Таким образом, дом Миллера принадлежит к давней традиции жилой архитектуры, но стремится быть больше, чем просто дом. К этим отголоскам традиционной архитектуры прибавляется очевидное влияние наставника автора — Ле Корбюзье, а особенно его проекта Villa Shodhan в Индии. В конечном счете Miller House представляет из себя городской фрагмент, который, казалось бы, вырезан из плотных кварталов Парижа или Гонконга и пересажен в сельские районы штата Кентукки.

После смерти мужа в 2002 году, Пенни Миллер продала дом в начале 2006 года вместе с 26 гектарами земли. К сожалению, с этого момента дом не эксплуатируется и постепенно разрушается, он несколько раз подвергался нападению вандалов, а новый владелец не проявляет к нему никакого интереса, планируя застроить весь участок новыми домами. В настоящее время американское культурное сообщество пытается привлечь внимание к проблеме и внести дом в список американского культурного наследия.

Название: Дом Миллера (Miller House)
Расположение: Лексингтон, Кентукки, США
Архитектура: Jose Oubrerie
Проектирование и строительство: 1987-1992
Фото: Samuel Ludwig

Посмотрите также Коллекцию "История частной архитектуры".