Сквозь орнамент

Частный дом в Черкизово (House in Cherkizovo) в России от Архитектурного бюро Романа Леонидова.

В живописном подмосковном поселке Черкизово архитекторы Роман Леонидов и Ольга Буденная построили изысканный дом, в архитектуре которого присутствуют черты конструктивизма, а в интерьере главенствуют мотивы ар деко.

В плане этот дом напоминает катамаран: две «лодки» частного быта соединены между собой «палубой» двухсветной гостиной. Правда, оба поплавка перевернуты днищем вверх и образуют внушительные консоли, благодаря чему дом приобретает очень динамичный силуэт. Казалось бы, такое решение обязывает к строго симметричной композиции, однако Леонидов ловко ушел от диктата геометрии: консоли он сместил относительно друг друга, вход сдвинул влево, а огромный прямоугольный витраж вплотную подвел к выступающему объему столовой. Ассиметричность главного фасада искусно подчеркнута и с помощью материалов: его большая часть, в том числе и входной портал, оформлена светлым камнем, тогда как выдвинутый объем облицован коричневым деревом. Деревом же подшиты и широкие свесы кровли. Довершают картину террасы – одна из них покоится на широких пилонах, оформляющих вход в дом, другую поддерживают тонкие металлические опоры.

Первый этаж дома отведен под общественные помещения, на втором размещены спальня хозяев и детские комнаты, в том числе одна игровая. Смещение главного входа относительно центральной оси позволило сделать центром всей композиции просторную двухсветную гостиную. От входной зоны она отделена лестницей, связывающей между собой все этажи дома, включая цокольный, где расположен домашний кинотеатр. Для того, чтобы обособить лестничный холл, но не превращать его в глухой короб, архитекторы придумали использовать стеклянные перегородки, на которые с помощью матирования нанесены элегантный цветочный орнамент. Вблизи рисунок поражает своим богатством и многообразием, а издалека напоминает морозное узорочье или заставляет предположить, что по стеклянной поверхности, возможно, струится вода. Этот же прием используется и в других помещениях дома – похожие перегородки отделяют столовую от кухни и бассейн от сауны (хамама).

На первом этаже также расположены кухня, столовая и гардеробная. А прямо от главного входа можно пройти в бассейн, пристроенный к дому с задней стороны: ведущая в него галерея формально является частью гостиной, но обозначена с помощью мозаики, тогда как в самой гостиной в качестве напольного покрытия использовано дерево. К слову, в гостиной можно выделить и несколько других зон: одна ее половина занята камином, в другой разместились удобные диваны и плазменная панель. Архитектор Ольга Буденная признается, что очень большая площадь этого помещения потребовала некоего жесткого каркаса, который бы «держал» пространство. Таким каркасом стала ордерная система: колонны фланкируют элегантную лестницу с тонкими чугунными балясинами, а потолок расчерчен на несколько сегментов с помощью украшенного орнаментом фриза. Стоит добавить, что это решение как нельзя лучше соответствовало пожеланиям заказчиков, просивших сделать интерьер их дома одновременно и уютным, и в меру солидным, «патриархальным».

Особого упоминания заслуживает и камин, притягивающий к себе взоры из любого угла гостиной. Его торцы и периметр оформлены чугунными деталями, которые отливались по авторским эскизам, фасад украшен слэбом гранита, причем плиты подобраны таким образом, что образуют веерообразный узор, словно волнами расходящийся от топки. Насыщенный бордово-шоколадный оттенок натурального камня – одно из самых ярких цветовых пятен в пространстве гостиной, соперничать с ним могут лишь некоторые предметы мебели, в частности, лиловый журнальный столик и оранжевые кожаные кресла. И это сознательное решение архитекторов – дом, в архитектуре которого преобладают теплые тона, изнутри обдает прохладой и сдержанностью своей палитры. Так, в оформлении гостиной преобладают белый и жемчужно-серый тона, а в столовой и спальне присутствуют различные оттенки сиреневого, – и во всех случаях скромность и нежность этих цветов как нельзя лучше подчеркивает темный пол.

Исключение составляют помещения бассейна и домашнего кинотеатра: в первом использована разноцветная плитка «под перламутр», во втором потолок становится таким же темным, как и пол, а стены приобретают красно-алый цвет. «Размещенный в цокольном этаже кинотеатр мы трактовали как пространство игры и перформансов, – поясняет Ольга Буденная, – именно поэтому для стен был выбран столь активный цвет и драпировки в виде черных портьер с серебряным тиснением. Последние, конечно, выполняют роль звукопоглотителей, но одновременно символизируют театральный занавес».

В бассейне, как и в помещениях второго этажа (за исключением спальни хозяев), неотъемлемой частью интерьера становится конструкция кровли с ее эффектной стропильной системой. И если комнатам детей это решение придало красочности и естественности, то для бассейна оно обернулось необходимостью куда-то спрятать воздуховоды. Архитекторы переместили коммуникации на стену, а для того, чтобы не портить внешний вид последней коробами и трубами, придали ей волнообразную форму. Фальшь-стена выполнена из гипсокартона и подсвечена по периметру, причем полотно загибается к многочисленным узким окошкам в виде криволинейных откосов. Подобная пластика превращает этот элемент из сугубо утилитарного в декоративный, который идеально подчеркивает функциональное назначение бассейна.

Смотреть все фотографии и проектную графику.