"Мона Лиза" с её «бесовской улыбочкой». (А.Ф. Лосев - русский философ).

116 full reads
187 story viewsUnique page visitors
116 read the story to the endThat's 62% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. 1503—1519 Ritratto di Monna Lisa del Giocondo Доска (тополь), масло. 76,8 × 53 см Лувр, Париж

Эта загадочная, лёгкая и неопределённая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но считается, что именно в «Джоконде» она достигла своего совершенства.

Следует, впрочем, отметить, что первым этот литературный штамп ввёл писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году. Он (Леонардо) «…сделал главное — он придумал загадочную улыбку Джоконды. До него никто не видел в ней никакой тайны". Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя». Готье писал:

«Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…»

В этот образ, действительно влюблялись. Но были и те, кто ненавидел прекрасную Лизу. Например, русский философ А. Ф. Лосев писал: «Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчётливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой, кроме слабости, она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством».

Это странное суждение для человека, который был дважды счастливо женат и преподавал в молодости в женской гимназии. Правда, это не помешело ему со своей первой женой стать монахами (тайно).

А Зигмунд Фрейд написал следующее: « Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»[17].

Как только не характеризуют саму Мону Лизу и её улыбку. И загадочной, и нежной и обещающей неземные наслаждения, и бесовской, и коварной, и флиртующей, и мимолётной...

Это так созвучно с нашим отношением к людям. Мы часто опасаемся, что простая улыбка человека, обратившего на нас взгляд, может таить в себе зло.

Представьте себя на месте натурщицы, которой нужно весь сеанс (по несколько часов подряд) загадочно (или как угодно) улыбаться. Неизбежно самая милая и естественная улыбка превратится в гримассу. По легенде Леонардо да Винчи нанимал музыкантов и шутов, чтобы те развлекали Мону Лизу.

Студия Леонардо да Винчи": Джоконду развлекают музыканты.

И, поскольку разные люди по-разному воспринимают самую загадочную улыбку "всех времён и народов", то можно придти к выводу, что Леонардо удалась самая большая афера и самое большое чудо в истории искусства: возвеличить женское начало до фантастического уровня. Может быть его задача была глобальнее. Например, сделать из обычной женщины божество. Хотя, известно, что он был "по мальчикам".

"Недавно же всплыли документы судебного разбирательства по поводу содомии и сексуальных домогательств, в которых имя Да Винчи фигурирует среди обвиняемых вместе с его учениками в 1476 году. Пострадавшей стороной, жертвой насилия, был Якопо Сатарелли, 17-летний флорентийский мастер-мастер по ювелирным изделиям.

После краткого лишения свободы Леонардо и другие были оправданы, потому что жалоба, как анонимная, не могла быть принята. Дело (гомосексуализм во Флоренции того времени был обычным явлением) было пересмотрено позднее, но судьи по ходатайству вышестоящих закрыли разбирательство". https://italia-ru.livejournal.com/2103446.html

По одной из версий индентификации образа Моны Лизы была и такая: это был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) - вероятный любовник Леонардо. Публикуется и имя второго молодого человека - Франческо Мельци, тоже имевшего связь с мастером.

Портрет Салаи — ученика, возлюбленного, наследника художника и первого владельца «Джоконды» (работы неизвестного художника круга Леонардо).
Шедевр Леонардо Да Винчи стал глобальной ценностью. На него работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. (...) «Джокондиана» составила огромный раздел китча. (...) Когда-то Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. В конце XX века это произошло и в массовой культуре. (Г. Козлов)[15].
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре и толпящиеся рядом посетители музея

Разве могла помыслить третья жена Франческо дель Джокондо, видного флорентийского пополана, молодая неаполитанка из знатной семьи Герардини — Лиза Герардини ( полное имя — Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини (15 июня 1479 — 15 июля 1542, или около 1551) , что станет самой знаменитой женщиной на протяжении половины тысячелетия; что будут ломаться копья искусствоведов,
историков и критиков по поводу её загадочной и манящей улыбки? А люди нескончаемым потоком будут слетаться, съезжаться и сходиться к небольшому полотну, где спокойно и с достоинством ЖЕНЩИНЫ будет взирать на них не просто образ, но
символ вечной любви, нежности и великой загадки. Загадки, которую не под силу разгадать никому. ДА И НУЖНО ЛИ ЕЁ РАЗГАДЫВАТЬ?

Благодарю всех, кто прочёл мою статью.