📅 Первый полёт Bell XFL-1 Airabonita и дальний бомбардировщик Ер-2. Дайджест «Этот день в истории авиации» №20 (11 — 17 мая)

18 May

Приветствую тебя, читатель! Снова понедельник и снова очередной выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня тебя ждут — дальний бомбардировщик Ер-2, первый самолёт Антона Фоккера и высотный самолёт-рекордсмен! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

11 мая

11 мая 1936 года — первый полёт экспериментального высотного самолёта Bristol Type 138.

Bristol Type 138 на аэродроме. Фото: Air Historical Branch-RAF/MOD
Bristol Type 138 на аэродроме. Фото: Air Historical Branch-RAF/MOD
Bristol Type 138 на аэродроме. Фото: Air Historical Branch-RAF/MOD
Bristol Type 138 на аэродроме. Фото: Air Historical Branch-RAF/MOD
Bristol Type 138 в полёте. Фото: BAE Systems Heritage
Bristol Type 138 на аэродроме. Фото: Air Historical Branch-RAF/MOD

На рубеже 1920-30-х годов ведущие авиационные страны устроили гонку за рекордами высоты полёта. Не остались в стороне и британские авиастроители. В 1933 году авиационное министерство Великобритании опубликовало спецификацию 2/34 на разработку самолёта, способного подняться на высоту свыше 15 километров. За проект взялась Bristol Aeroplane Company.

В результате появился моноплан Type 138 с неубираемым шасси, оснащённый мощным двигателем Bristol Pegasus P.E.6S. Конструкторы отказались от тяжёлой гермокабины. Вместо этого пилот облачался в специальный костюм, напоминающий водолазный скафандр.

Bristol Type 138. Фото: a1exhall @ Flickr
Bristol Type 138. Фото: a1exhall @ Flickr
Лётчика Bristol Type 138 облачают в специальный высотный гермокостюм. Фото: Dan Sharp @ Flickr
Bristol Type 138. Фото: a1exhall @ Flickr

Был построен 1 экземпляр Bristol Type 138. С сентября 1936 года по 1937 год состоялось несколько попыток установить рекорд высота. Наиболее успешным был полёт 30 июня 1937 года, когда лейтенант Морис Адам взял высоту 16 440 метров. К сожалению, самолёт-рекордсмен до наших дней не сохранился — его разобрали во время Второй мировой войны.

12 мая

12 мая 1936 года — первый полёт транспортной летающей лодки Loire 102 Bretagne.

Loire 102 Bretagne «на колёсах». Фото: afvintage @ Flickr
Loire 102 Bretagne «на колёсах». Фото: afvintage @ Flickr
Loire 102 Bretagne опускают на воду с помощью подъёмного крана. Фото: Public domain
Loire 102 Bretagne «на колёсах». Фото: afvintage @ Flickr
Loire 102 Bretagne. Вид сверху. Фото: Nico Braas collection
Loire 102 Bretagne «на колёсах». Фото: afvintage @ Flickr

В 1935 году главный инженер компании Loire Aviation Ив Ян-Кергюстель вместе с коллегами начал разработку новой летающей лодки. Самолёт должен был летать по 2 очень разным маршрутам: пересекать Южную Атлантику между Западной Африкой и Бразилией с 4 пассажирами и почтой или пересекать Средиземное море с 26-30 пассажирами.

Loire 102 представляла собой высокоплан с высокой надстройкой над корпусом и поплавками на подкрыльевых подкосах. Силовая установка состояла из 4 × двигателей Hispano-Suiza 12Xirs, установленных в тандемных парах сверху крыла.

Loire 102 Bretagne. Фото: Public domain
Loire 102 Bretagne. Фото: Public domain
Loire 102 Bretagne. Фото: Public domain
Loire 102 Bretagne. Фото: Public domain

Испытания показали, что лодка испытывает проблемы с вибрацией конструкции. Попытки инженеров исправить ситуацию были безуспешны. В 1938 году проект свернули окончательно, а единственный построенный экземпляр разобрали.

13 мая

13 мая 1940 года — первый полёт опытного палубного истребителя Bell XFL-1 Airabonita.

Bell XFL-1 Airabonita в полёте. Фото: USAF
Bell XFL-1 Airabonita в полёте. Фото: USAF
Bell XFL-1 Airabonita на аэродроме. Фото: USAF
Bell XFL-1 Airabonita в полёте. Фото: USAF
Bell XFL-1 Airabonita на аэродроме. Фото: USAF
Bell XFL-1 Airabonita в полёте. Фото: USAF

В январе 1938 года ВМФ США выпустил спецификацию на лёгкий палубный истребитель для замены устаревших бипланов. Свои проекты представили Bell, Brewster, Curtiss, Grumman и Vought-Sikorksy. В число троих победителей, наряду с Grumman XF5F-1 Skyrocket и Vought XF4U-1 Corsair, вошёл и самолёт от Bell.

XFL-1 внешне был очень похож на истребитель P-39 Airacobra, который разрабатывался в то же время. Главное отличие было в шасси. У «Кобры» третья стойка стойка была носовой, а у XFL-1 — хвостовой с тормозным крюком. Вооружили новый истребитель 2 × 7,62 мм пулемётами + 1 × 12,7 мм пулемётом или 37 мм пушкой.

Bell XFL-1 Airabonita в полёте. Фото: USAF
Bell XFL-1 Airabonita в полёте. Фото: USAF
Bell XFL-1 Airabonita на аэродроме. Фото: USAF
Bell XFL-1 Airabonita в полёте. Фото: USAF

Проект откровенно провалился. Первые два полёта закончились авариями, а испытание на авианосце самолёт не выдержал из-за проблем с двигателем и шасси. ВМФ решили, что такой истребитель им не подходит, и проект закрыли. Единственный построенный Bell XFL-1 Airabonita стал наземной мишенью для испытания оружия и был уничтожен.

14 мая

14 мая 1940 года — первый полёт дальнего бомбардировщика Ер-2 (ДБ-240).

Первый прототип Ер-2. Вид сверху. Фото: Public domain
Первый прототип Ер-2. Вид сверху. Фото: Public domain
Первый прототип Ер-2. Фото: Public domain
Первый прототип Ер-2. Вид сверху. Фото: Public domain
Первый прототип Ер-2. Фото: Public domain
Первый прототип Ер-2. Вид сверху. Фото: Public domain

В 1936 году конструктор Роберт Бартини разработал транспортный самолёт Сталь-7. Он обладал выдающимися скоростными характеристиками и дальностью полёта. Поэтому после ареста Бартини в 1938 году приняли решение создать на базе Сталь-7 дальний бомбардировщик. Разработкой занималось ОКБ-240 под руководством В. Г. Ермолаева.

Как и его предшественник, ДБ-240 представлял собой двухмоторный низкоплан с крылом типа «обратная чайка». Оборонительное вооружение состояло из 2 × 7,62-мм и 1 × 12,7-мм пулемётов. Мог брать от 1000 до 3000 кг бомб (у более поздних модификаций — до 5000 кг).

Ер-2 на полевом аэродроме. Фото: Public domain
Ер-2 на полевом аэродроме. Фото: Public domain
Пассажирский вариант Ер-2 — Ер-2ОН. Фото: Public domain
Ер-2 на полевом аэродроме. Фото: Public domain

Выпустили всего 462 единицы Ер-2 — сказались постоянные проблемы с авиационными дизелями и перерыв в производстве с сентября 1941 года по 1944 год. Тем не менее, бомбардировщики Ер-2 участвовали в первых налётах на Берлин в августе 1941 года. Существовал и пассажирский вариант самолёта — Ер-2ОН («особого назначения»). На вооружении Ер-2 стояли до 1946 года.

15 мая

15 мая 1918 года — первый полёт истребителя Packard-Le Père LUSAC-11.

Packard-Le Père LUSAC-11 в полёте. Фото: George W. Puryear
Packard-Le Père LUSAC-11 в полёте. Фото: George W. Puryear
Packard-Le Père LUSAC-11 на аэродроме. Фото: San Diego Air & Space Museum
Packard-Le Père LUSAC-11 в полёте. Фото: George W. Puryear
Packard-Le Père LUSAC-11 на аэродроме. Фото: Public domain
Packard-Le Père LUSAC-11 в полёте. Фото: George W. Puryear

Хотя американские пилоты и добились успехов в воздушных сражениях Первой мировой войны, об авиации производства США этого не скажешь. Лишь в конце войны появился истребитель американской конструкции. И то — его создал капитан Жорж Ле Пер, член французской военной миссии в США.

LUSAC-11 (от Lepère United States Army Combat — «американский армейский боевой самолёт Ле Пера») был двухместным двухстоечным цельнодеревянным бипланом. Вооружение — 2 × 7,62-мм пулемётами Marlin впереди и 2 × 7,62-мм пулемёта Lewis на задней турели.

Packard-Le Père LUSAC-11 перед взлётом. Обратите внимание на механика, готового выдернуть тормозную колодку. Фото: Ohio Memory Collection
Packard-Le Père LUSAC-11 перед взлётом. Обратите внимание на механика, готового выдернуть тормозную колодку. Фото: Ohio Memory Collection
Packard-Le Père LUSAC-11 на аэродроме. Фото: USAF
Packard-Le Père LUSAC-11 перед взлётом. Обратите внимание на механика, готового выдернуть тормозную колодку. Фото: Ohio Memory Collection

Хотя компании Packard, Brewster & Co. и Fisher Body Corporation получили заказ на 3 525 самолётов, до конца войны построили лишь 30 единиц Packard-Le Père LUSAC-11. И всего 2 из них попали в Европу до перемирия. После войны на самолётах отрабатывали тактику применения авиации и тестировали различные экспериментальные конструкции. В 1921 году на LUSAC-11 впервые установили турбонаддув и достигли рекордной высоты в 10350 метров. В мире сохранился 1 экземпляр самолёта — в Национальном музее ВВС США.

16 мая

16 мая 1911 года — первый полёт опытного аэроплана Fokker Spin 2.

Антон Фоккер сидит за штурвалом Fokker Spin 2. Фото: Public domain
Антон Фоккер сидит за штурвалом Fokker Spin 2. Фото: Public domain
Антон Фоккер и неизвестный сидят в Fokker Spin 2. Фото: Public domain
Антон Фоккер сидит за штурвалом Fokker Spin 2. Фото: Public domain
Fokker Spin 2. Фото: Public domain
Антон Фоккер сидит за штурвалом Fokker Spin 2. Фото: Public domain

Первый Spin, построенный молодым голландским конструктором Антоном Фоккером во время учёбы в Германии, разбился во время второго полёта. Но двигатель уцелел, что позволило Фоккеру построить второй экземпляр самолёта.

Конструкция Spin была смешанной — каркас, хвост и шасси выполнены из стальных труб, крыло из деревянных реек с полотняной обшивкой. Жёсткость конструкции обеспечивали растяжки из стального троса. Поздние версии имели обтекаемый корпус.

Fokker Spin 3. Обратите внимание на корпус. Фото: San Diego Air & Space Museum
Fokker Spin 3. Обратите внимание на корпус. Фото: San Diego Air & Space Museum
Реплика Fokker Spin 2 в полёте. 1936 год. Фото: Nederlands Instituut voor Militaire Historie
Fokker Spin 3. Обратите внимание на корпус. Фото: San Diego Air & Space Museum

Именно на Fokker Spin научился летать и получил лицензию пилота сам авиаконструктор. Всего было выпущено 25 самолётов, которые в основном использовались в немецких лётных школах. В музее авиации в Лелистаде находится 2 экземпляра Fokker Spin — восстановленный оригинал и реплика, построенная сотрудниками Fokker Aircraft Company в 1936 году.

17 мая

17 мая 1946 года — первый полёт экспериментального реактивного бомбардировщика Douglas XB-43 Jetmaster.

Douglas XB-43 Jetmaster совершает посадку. Фото: USAF
Douglas XB-43 Jetmaster совершает посадку. Фото: USAF
Douglas XB-43 Jetmaster в полёте. Фото: USAF
Douglas XB-43 Jetmaster совершает посадку. Фото: USAF
Douglas XB-43 Jetmaster на аэродроме. Фото: USAF
Douglas XB-43 Jetmaster совершает посадку. Фото: USAF

Ещё в октябре 1943 года командование ВВС США задумалось о постройке реактивного бомбардировщика. Как раз в это время компания Douglas занималась разработкой перспективного поршневого бомбардировщика XB-42 Mixmaster. Одновременно она взялась и за новый реактивный проект. Для ускорения и экономии при создании XB-43 Jetmaster было решено использовать планер от XB-42.

XB-43 Jetmaster представлял собой среднеплан с трёхстоечным убирающимся шасси с экипажем из 2 человек. Силовая установка состояла из 2 × турбореактивных двигателя General Electric J35-GE-3. Оборонительного вооружения не предусматривалось.

Douglas XB-43 Jetmaster на аэродроме. Вид сзади. Фото: USAF
Douglas XB-43 Jetmaster на аэродроме. Вид сзади. Фото: USAF
Douglas XB-43 Jetmaster на аэродроме. Вид спереди. Фото: USAF
Douglas XB-43 Jetmaster на аэродроме. Вид сзади. Фото: USAF

Хотя на испытаниях XB-43 и показал хорошую скорость, но сложность в управлении, низкая устойчивость и невозможность выполнить прицельное бомбометание с большой высоты перевесили. Было построено лишь 2 экземпляра Douglas XB-43 Jetmaster. А военные в итоге предпочли четырёхмоторный North American B-45 Tornado.

Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории