Douglas X-3 - реактивный "стилет", не оправдавший надежд

02.05.2018

1947 год. Ракетоплан Bell X-1 впервые превысил скорость звука. Авиация шагнула в новую эру - эру сверхзвуковых скоростей. Несмотря на все трудности, которыми сопровождался проект X-1, ВВС США хотели большего. С компанией Douglas Aircraft Company был заключён контракт на разработку реактивного экспериментального самолёта, который должен был преодолеть рубеж в 3 МАХа. Так и началась история нашего сегодняшнего героя.

Bell X-1 преодолевает скорость звука. 14 октября 1947 года. Фото: Public domain
Bell X-1 преодолевает скорость звука. 14 октября 1947 года. Фото: Public domain

Как и их предшественники, инженеры Douglas столкнулись с множеством проблем. Область сверхзвуковых скоростей сама по себе была очень мало изучена, а требовалось превысить скорость звука в 3 раза. Проект затянулся на целых 5 лет. За это время конструкторы перепробовали более 60 разных схем и конструкций, выполнили расчёты и экспериментальные продувки в аэродинамической трубе. Кроме этого, пришлось исследовать все доступные типы реактивных двигателей - новой машине требовалось очень большая тяга. В итоге, к ноябрю 1951 года был построен первый опытный образец, получивший обозначение Douglas X-3 Stiletto.

Douglas X-3 Stiletto. Фото: NACA/NASA
Douglas X-3 Stiletto. Фото: NACA/NASA
Douglas X-3 Stiletto. Фото: NACA/NASA
Douglas X-3 Stiletto. Фото: NACA/NASA

"Стилетом" самолёт назвали из-за его характерного внешнего вида, напоминавшего колющий итальянский кинжал. Douglas X-3 представлял собой среднеплан классической схемы с трапециевидным крылом малого удлинения. Вытянутый фюзеляж, оканчивался заострённым носом, в котором заподлицо был вделан фонарь кабины пилота. Два турбореактивных двигателя Westinghouse J34-WE-17 установлены парой в хвостовой части фюзеляжа, воздухозаборники разнесены по боковым поверхностям. Инженерам пришлось разработать мощную систему кондиционирования для замкнутой кабины и специальную систему спасения лётчика. Кресло катапультировалось вниз, на высоте 4500 метров происходило отделение пилота от кресла и дальше шёл спуск на обычном парашюте. Практический потолок полёта экспериментальной машины был 11580 метров.

Douglas X-3 Stiletto. Фото: NACA/NASA
Douglas X-3 Stiletto. Фото: NACA/NASA

Проблемы с двигателями вынудили отложить начало лётных испытаний. В свой первый полёт Stiletto поднялся лишь 20 октября 1952 года. За штурвалом сидел лётчик-испытатель NASA Билл Бриджмен. Исследовательские полёты продолжались следующие 4 года. Весь доступный объём фюзеляжа X-3 занимала различная измерительная аппаратура, суммарный вес которой составлял 545 килограмм. Каждый полёт давал инженерам ценнейшие данные для анализа поведения самолёта на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Всего был выполнен 51 полёт.

Взлёт Douglas X-3 Stiletto. Фото: nationalmuseum.af.mil
Взлёт Douglas X-3 Stiletto. Фото: nationalmuseum.af.mil
Douglas X-3 Stiletto в полёте. Фото: LIFE
Douglas X-3 Stiletto в полёте. Фото: LIFE

Douglas X-3 Stiletto не оправдал надежд, которые возлагали на него военные. В 1954 году в одном из полётов удалось развить максимальную скорость в 1,25 МАХа. Это было явно ниже требуемой по техническому заданию трёхкратной скорости звука. Причиной послужила недостаточная тяговооружённость используемых турбореактивных двигателей. Экспериментальный реактив полетал ещё два года в исследовательских программах дозвуковых скоростей, и в 1956 году проект был свёрнут. Единственный построенный экземпляр был передан в Национальный авиационный музей США, где его можно увидеть и сегодня.

Douglas X-3 Stiletto. Рисунок. Фото: Vincenzo Auletta
Douglas X-3 Stiletto. Рисунок. Фото: Vincenzo Auletta
Douglas X-3 Stiletto в Национальном авиационном музее. 2015 год. Фото: nationalmuseum.af.mil
Douglas X-3 Stiletto в Национальном авиационном музее. 2015 год. Фото: nationalmuseum.af.mil

Несмотря на отрицательный результат проекта, разработка Douglas X-3 Stiletto внесла огромный вклад в появление серийных сверхзвуковых самолётов. Аналогичная конструкция крыла позже была использована на истребителе-перехватчике Lockheed F-104 Starfighter. Реактивный "Стилет" также стал первым самолётом с корпусом из титана.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Читайте также: Кто изобрёл первый автопилот?
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com