15 258 subscribers

Государственный музей авиации Украины: «лжеполярный» пассажирский самолёт Ил-14П

9,9k full reads

Продолжу свой рассказ об Государственном музее авиации Украины имени О.К. Антонова в Киеве. Сегодня поговорим об одном из сохранившихся пассажирских самолётов Ил-14П. Экспонат интересный сам по себе, а тут ещё он в ливрее полярной авиации. Но действительно ли этот борт летал в арктических экспедициях?

Экспозиция музея. Фото: Государственный музей авиации Украины / aviamuseum.com.ua
Экспозиция музея. Фото: Государственный музей авиации Украины / aviamuseum.com.ua

Место рождения — Чехословацкая Республика

Ещё не успел пассажирский самолёт Ил-12 отлетать государственные испытания, а ОКБ Ильюшина приступило к работе над его более совершенной версией. Она получила обозначение Ил-14 и впервые поднялась в небо 13 июля 1950 года. А уже через 2 года — 30 декабря 1952 года — после прохождения всех испытаний правительственная комиссия рекомендовала начать серийное производство нового самолёта.

Ил-14П в Государственном музее авиации Украины. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»
Ил-14П в Государственном музее авиации Украины. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»

В Государственном музее авиации Украины экспонируется Ил-14П с бортовым номером СССР-52036. Интересно, что этот борт произведён не в СССР. Ил-14 стали одними из первых моделей самолётов, которые Советский Союз отдал на лицензионное производство в страны Варшавского договора. В частности — в Чехословацкую Республику. Самолёты, произведённые в Чехословакии, обозначались Авиа-14П и ничем не отличались от выпущенных в СССР.

Наш герой сошёл с конвейера завода Avia в Праге в 1957 году. В состав «Аэрофлота» зачислен в том же году под б/н СССР-Л2036. Списан в 1980 году по причине выработки назначенного ресурса и долгое время служил учебным пособием в Киевском институте инженеров гражданской авиации.

Ил-14П в Государственном музее авиации Украины. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»
Ил-14П в Государственном музее авиации Украины. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»

Хочется пару слов отметить о состоянии самолёта на музейной площадке. Следить за бортами на открытых площадках достаточно сложно — коррозия, посетители с вандальными наклонностями и т.д. Но этот Ил-14П выглядит вполне хорошо.

Видно, что самолёт регулярно подкрашивают, двигатели закрыты, цело остекление кабины и носовые фары. Хотелось бы разве, чтобы борт поставили на специальные бетонные подставки — во избежание порчи покрышек колёс шасси. И убрать информационные указатели, которые портят кадр.

Ил-14П в Государственном музее авиации Украины. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»
Ил-14П в Государственном музее авиации Украины. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»

А был ли мальчик?

И вот мы подошли к главному вопросу. Ил-14П из Государственного музея авиации Украины красуется в ливрее полярных экспедиций — характерный ярко-красный цвет в сочетании с эмблемой пингвина на киле и надписью «Полярная авиация». «Заслужено» ли он её носит?

Ил-14П в Государственном музее авиации Украины. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»
Ил-14П в Государственном музее авиации Украины. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»

Думаю, что вы уже догадались — нет. Борт с номером СССР-52036, во-первых, никогда не летал в полярных широтах, а во-вторых — при нанесении этой ливреи допущено несколько ошибок. Они заметны, если сравнить с фотографией настоящего полярного Ил-14 с бортовым номером СССР-04181:

  • верхняя часть фюзеляжа не должна окрашиваться в белый;
  • для нанесения бортового номера использовался другой трафарет.
Настоящий полярный Ил-14 с бортовым номером СССР-04181. Фото: polarpost.ru
Настоящий полярный Ил-14 с бортовым номером СССР-04181. Фото: polarpost.ru

Настоящая же ливрея нашего героя — обычная для гражданских самолётов «Аэрофлота» (успел поносить и раннюю, и позднюю). Этот борт полетал год в Грузинском Управлении гражданской авиации, а с 1959 года верой и правдой служил в Минском объединённом авиаотряде, в основном выполняя рейсы между городами БССР.

Настоящая ливрея Ил-14П с бортовым номером СССР-52036. 1978 год. Фото: Никита Азарян, russianplanes.net
Настоящая ливрея Ил-14П с бортовым номером СССР-52036. 1978 год. Фото: Никита Азарян, russianplanes.net

Не думаю, что работники музея сознательно преследовали цель ввести кого-то в заблуждение. Просто полярная ливрея красивая и им захотелось представить такой борт в экспозиции.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Читайте другие статьи об экспонатах этого музея:
1.
«Изделие 181» — экспериментальный самолёт с арочным крылом
__________________

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com