Как самолёты верхом на самолётах летали

Первые идеи использовать воздушное судно побольше для запуска с него в полёте летательных аппаратов поменьше появились ещё до Первой мировой войны. Судно-носитель называли воздушным авианосцем, иногда летающим авианосцем или устаревшим словом "авиаматка". Причина их появления лежат на поверхности - желание увеличить радиус действия лёгких самолётов (чаще всего истребителей или разведчиков) до появления воздушных заправщиков.

Эта статья открывает цикл публикаций о воздушных авианосцах. Сегодня речь пойдёт о проектах "составных самолётов", в которых "дочерний" летательный аппарат крепился к верхнему крылу или сверху фюзеляжа самолёта-носителя.

Felixstowe Porte Baby и Bristol Scout

Felixstowe Porte Baby и Bristol Scout. Фото: журнал Flight №12/1934
Felixstowe Porte Baby и Bristol Scout. Фото: журнал Flight №12/1934

Первый проект "составного самолёта", который успешно взлетел и выполнил запуск истребителя. Был разработан английскими инженерами для воздушной обороны при налётах дирижаблей Zeppelin. На верхнее крыло специально оборудованной летающей лодки Felixstowe Porte Baby крепился истребитель Bristol Scout.

Felixstowe Porte Baby и Bristol Scout перед взлётом. Фото: IWM
Felixstowe Porte Baby и Bristol Scout перед взлётом. Фото: IWM

17 мая 1916 года Porte Baby поднялась на высоту 305 метров, где произошло отделение истребителя. Bristol Scout успешно выполнил самостоятельный полёт и вернулся на наземный аэродром базирования. Несмотря на успех проекта, дальнейшие работы по нему были свёрнуты.

Проект "Звено"

"Звено-1". Фото: журнал "Авиация и Космонавтика" №4/2017
"Звено-1". Фото: журнал "Авиация и Космонавтика" №4/2017

В следующий раз к "составному самолёту" вернулись только через 15 лет. В начале 1930-х годов в СССР приступили к работе над проектом "Звено". Команда инженеров под руководством конструктора Владимира Сергеевича Вахмистрова разработала целое семейство "составных самолётов", отличающихся размещением и числом несомых истребителей. В качестве самолёта-носителя использовались различные модели бомбардировщиков серии ТБ.

"Звено-1". Фото: журнал "Авиация и Время", №3/2007
"Звено-1". Фото: журнал "Авиация и Время", №3/2007

"Звено-1", состоящее из тяжёлого бомбардировщика ТБ-1 и 2 истребителей И-4, выполнило первый успешный полёт 4 декабря 1931 года. В дальнейшем Вахмистров продолжил совершенствование проекта - использовал в качестве носителей более мощные ТБ-2 и ТБ-3, увеличил число истребителей, И-5 заменил на более совершенные самолёты. Последний представитель проекта "Звено" - "Звено-СПБ" (СПБ - составной пикирующий бомбардировщик) - принимал участие в Великой Отечественной войне.

Short Mayo Composite

Short Mayo Composite. Фото: San Diego Air and Space Museum Archive
Short Mayo Composite. Фото: San Diego Air and Space Museum Archive

Следующий проект "составного самолёта" решал совершенно мирную проблему. К концу 1930-х годов перелёты через Атлантический океан всё ещё не были обычным делом и чаще носили характер рекордных полётов. Достаточно остро ощущалась необходимость в быстрой доставке почты из Англии в США. Такие рейсы были бы коммерчески выгодными, т.к. ускоренная доставка осуществлялась по повышенному тарифу.

В 1937 году по заказу британского почтового ведомства компания Short Brothers разработала проект специального почтового "составного самолёта". Гружёный почтой гидроплан Short S.20 Mercury размещался на фюзеляже летающей лодки Short S.21 Maia.

Отделение Short S.20 Mercury от Short S.21 Maia. Фото: San Diego Air and Space Museum Archive
Отделение Short S.20 Mercury от Short S.21 Maia. Фото: San Diego Air and Space Museum Archive

21 июля 1938 года спарка вылетела в свой первый коммерческий рейс. Полёт от Северной Ирландии до Канады занял 20 часов 20 минут. Впервые жители Канады и США смогли прочитать английские газеты всего лишь на следующий день после их выхода. 6 октября 1938 года спарка ушла в новый рекордный полёт - в этот раз к берегам Южной Африки, где Mercury приводнился через 41 час. К сожалению, реальной экономической выгоды от таких полётов не получилось. Спарка выполнит менее 10 трансатлантических рейсов и с 1939 года гидроплан S.20 Mercury будет летать самостоятельно.

Junkers Ju.88S Mistel

Захваченная учебная версия Mistel S2. Junkers Ju-88 и Focke-Wulf Fw 190 Würger. Фото: U.S. Army
Захваченная учебная версия Mistel S2. Junkers Ju-88 и Focke-Wulf Fw 190 Würger. Фото: U.S. Army

В отличие от проекта "Звено", разработка немецких авиаконструкторов, получившая название Mistel, была ориентирована на создание летающей бомбы. Бомбардировщик Junkers Ju-88 служил одновременно носителем и для управляющего самолёта, и для детонирующего заряда весом до 2000 килограммов. В зависимости от версии управляющим самолётом были либо истребители Messerschmitt Bf.109, либо Focke-Wulf Fw 190 Würger. Для носителя же это был полёт в один конец - над целью система переводилась в пикирование, выполнялось прицеливание и самолёт управления отделялся.

Mistel 1. Ju 88A-4 и Bf 109F-4. Кабина бомбардировщика заменена отсеком со взрывчаткой. Фото: histografy.pl
Mistel 1. Ju 88A-4 и Bf 109F-4. Кабина бомбардировщика заменена отсеком со взрывчаткой. Фото: histografy.pl

Первые испытания Mistel начались зимой 1944 года. Система показала себя хорошо и была рекомендована к серийному производству. Но исход Второй войны был уже очевиден, поэтому даже 250 выпущенных Мистелей не оказали на ход военных действий серьёзного влияния. В последние месяцы войны их использовали для уничтожения переправ через реки на территории Германии. Был проект создания реактивного Mistel, но по понятным причинам реализован не был.

Leduc 0.20

Leduc 0.20 и  Sud-Est SE-161 Languedoc. Фото: historynet.com
Leduc 0.20 и Sud-Est SE-161 Languedoc. Фото: historynet.com

Французский конструктор Рене Ледюк в 1952 году приступил к работе над проектом экспериментального реактивного истребителя-перехватчика. Самолёт, незатейливо названный Leduc 0.20, представлял собой дальнейшее развитие концепции Leduc 0.10 - моноблочной конструкции, в которой силовая установка является частью планера. Обновлённый реактив оснащался прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Для испытательных полётов Leduc 0.20 стартовал с четырёхмоторного самолёта-носителя самолета-носителя - модифицированного пассажирского лайнера Sud-Est SE-161 Languedoc.

Отделение Leduc 0.20 от Sud-Est SE-161 Languedoc. Фото: Public domain
Отделение Leduc 0.20 от Sud-Est SE-161 Languedoc. Фото: Public domain

Первые полёты состоялись в 1953 году. В рамках семейства Leduc 0.20 были созданы также модели 0.21 и 0.22, которые тоже запускались с самолёта-носителя. Leduc 0.22 стал последним самолётом серии. В 1957 году проект был свёрнут.

Проект Swiss Space System

Проект самолёта-носителя для суборбитального шаттла. Фото: Swiss Space System
Проект самолёта-носителя для суборбитального шаттла. Фото: Swiss Space System

Интерес к "составным самолётам" возродился в проекте молодой компании Swiss Space System. Сама идея многоразового орбитального шаттла не нова и самолёты-тяжеловесы Ан-225 Мрия и Boeing 747 уже катали на своей спине эти космические аппараты. Но у инженеров Swiss Space System была грандиозная задумка реализовать запуск суборбитального шаттла с самолёта-носителя, в качестве которого планировалось использовать специальную модификацию Airbus A300.

Первые полёты были запланированы на конец 2018 года, но 14 декабря 2016 года компания объявила о своём банкротстве. Увы, но такой интересный проект пока остаётся лишь на бумаге.

В следующих статьях мы поговорим о дирижаблях-авианосцах и самолётах, носивших самолёты под своими крыльями и внутри фюзеляжа. Будет много интересного!

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!

Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com