Калинин К-5 - первый флагман гражданской авиации СССР

Конец 1920х годов. Мир всё больше захлёстывает авиационная лихорадка. Конструкторы разрабатывают новые и новые модели самолётов, устанавливаются новые рекорды, всё более привычной становится гражданская авиация. Не стал исключением и СССР. Начинается постепенный отход от самолётов иностранного производства (в основном это были различные Fokker и Junkers) и замена на отечественные пассажирские авиалайнеры. О самом выдающемся из них мы сегодня и поговорим.

К 1926 году за плечами авиаконструктора Константина Калинина уже была карьера военного лётчика в Первую мировую войну, служба авиационным инспектором РККА, учёба в Академии Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского и первый построенный самолёт - К-1. Но основной этап его короткой, но запоминающейся карьеры, был ещё впереди. В 1926 году в Харькове при заводе акционерного общества воздушных сообщений Укрвоздухпуть открывается конструкторское бюро, во главе которого становится Константин Алексеевич Калинин. Именно на посту главного конструктора этого КБ он создаст опытный самолёт К-2, первый в СССР специализированный санитарный самолёт К-3, мелкосерийный пассажирский К-4 и героя нашей сегодняшней статьи - пассажирский лайнер К-5.

Константин Алексеевич Калинин (справа) возле самолёта К-1 во время его постройки. Киев, СССР, 1924 год
Константин Алексеевич Калинин (справа) возле самолёта К-1 во время его постройки. Киев, СССР, 1924 год

На фоне успеха 4х-местного самолёта К-4 (золотая медаль III Международной авиационной выставки в Берлине, использование на пассажирских линиях Укрвоздухпути вместо дорогих иностранных самолётов) КБ Калинина приступает к разработке нового, более совершенного и крупного пассажирского самолёта для массового использования на маршрутах большой страны. Успешно использовав все предыдущие наработки и развив конструкцию К-3/К-4, конструкторы создали существенно более совершенную машину. Прототип К-5 совершил первый полёт в 1929 году и уже через год был запущен в серийное производство.

К-5 с двигателем Gnôme Rhône Jupiter готовится к взлёту. Харьков, СССР, 1929 год
К-5 с двигателем Gnôme Rhône Jupiter готовится к взлёту. Харьков, СССР, 1929 год
К-5 "Сталин" с двигателем М-15. Москва, СССР, 1930 год
К-5 "Сталин" с двигателем М-15. Москва, СССР, 1930 год

Новый самолёт получился ни в чём не уступающим зарубежным самолётам аналогичного класса. Закрытая кабина экипажа с дублирующим управлением, комфортабельная пассажирская кабина на 8 мест (с возможностью вентиляции, подогрева и освещения), туалет, багажное отделение и аварийный выход. Но главное было не в этом. Получившийся самолёт быстро пришёлся по нраву пилотам - он был приятен в пилотировании, обладал хорошей аэродинамикой, легко взлетал и садился. Ну а для регулярной эксплуатации большим плюсом стала экономичность К-5 по расходу горючего и его практический потолок полёта (4270 метров), что позволяло, например, преодолевать кавказские маршруты над горными вершинами, а не облетать их. Также самолёт мог эксплуатироваться и в зимних условиях, т.к. имел возможность смены колёсных шасси на лыжи.

Салон К-5
Салон К-5
Лётчик Чириков у самолета К-5 с двигателем М-17Ф
Лётчик Чириков у самолета К-5 с двигателем М-17Ф

К-5 становится первым флагманом гражданской авиации СССР. Всего было выпущено 296 самолётов К-5 различных модификаций - пассажирские, санитарные, топографические и военно-транспортные. Авиалайнер обслуживал важнейшие маршруты - Москва - Ленинград, Москва-Свердловск, летал из Харькова на Черноморское побережье, осуществлял полёты над горными вершинами Кавказа, эвакуировал больных из труднодоступных районах, принимал участие в советско-финской войне и успел полетать в качестве пассажирского самолёта в Монголии. Более чем достойная карьера, которая навсегда вписала имя К-5 в историю авиации СССР.

К-5 с двигателем М-17Ф в ливрее Аэрофлота. СССР, середина 1930ых годов
К-5 с двигателем М-17Ф в ливрее Аэрофлота. СССР, середина 1930ых годов
Монгольский пассажирский К-5. 1938-39 годы
Монгольский пассажирский К-5. 1938-39 годы
К-5 санитарной модификации с соответствующими опознавательными знаками. СССР, 1930ые годы
К-5 санитарной модификации с соответствующими опознавательными знаками. СССР, 1930ые годы
Самолёт К-5. Цифровая иллюстрация Александра Архипова
Самолёт К-5. Цифровая иллюстрация Александра Архипова

Как я уже говорил в начале статьи, карьера Константина Алексеевича Калинина на посту главного конструктора была короткой - он стал жертвой печально известных репрессий 1937-1938 годов. Ну а К-5 продолжали летать - оставаясь первым номером на внутренних рейсах Аэрофлота до 1940 года, пока им на смену не стали приходить более совершенные самолёты ПС-84. Во время Великой Отечественной войны самолёты использовались в качестве транспортных. Последние свои полёты лайнеры К-5 совершили в 1943 году.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫