"Каспийский монстр" - секретный экраноплан Ростислава Алексеева

10.02.2018
Экранный эффект — эффект резкого увеличения подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и других)
Википедия

В начале 1960ых годов в СССР была принята государственная программа, в рамках которой предусматривалась разработка и проведение испытаний нового типа летательных аппаратов - экранопланов. Государственной программой была запланирована постройка полноразмерного экспериментального экраноплана с реактивными двигателями. Возглавил этот проект Ростислав Евгеньевич Алексеев - известный конструктор кораблей и судов на подводных крыльях (я думаю, что многие читатели знакомы с его разработками - "Ракеты", "Метеоры" и другие корабли активно эксплуатировались в советское и постсоветское время на Черноморском побережье и на крупных реках - Волге, Днепре и т.д.). Так и началась история героя нашей сегодняшней статьи.

Ростислав Евгеньевич Алексеев рядом с моделью судна на подводных крыльях "Ракета"
Ростислав Евгеньевич Алексеев рядом с моделью судна на подводных крыльях "Ракета"

Справедливости ради, экранопланы не были полноценными самолётами - за счёт экранного эффекта они парили над поверхностью на небольшой высоте - и относились к классу кораблей. Способность развивать большую скорость, возможность нести большой полезный груз и низкие требования к наличию технической инфраструктуры (экранопланам не нужен был аэродром с взлётно-посадочной полосой) - всё это привлекло к новым концептам пристальное внимание военных и спасателей. Разработка нового судна велась в обстановке строжайшей секретности в 1964-1965 годах. Результатом работы стал величественный экраноплан "КМ". Буквы "КМ" на борту расшифровывались просто - корабль-макет, но иностранные спецслужбы трактовали их по-своему. Так появилось имя "Каспийский монстр". Слово "монстр", как синоним слова "огромный", вполне подходило для детища Ростислава Алексеева. Шутка ли - 92 метра в длину, 544 тонны взлётной массы, 10 двигателей. "КМ" стал самым тяжёлым летательным аппаратом в мире! Лишь в 1988 году транспортный самолёт-гигант Ан-225 "Мрия" смог побить его рекорд.

Экраноплан "КМ", 1966 год
Экраноплан "КМ", 1966 год
Экраноплан "КМ", 1966 год, вид сбоку
Экраноплан "КМ", 1966 год, вид сбоку
Экраноплан "КМ", 1966 год, вид спереди
Экраноплан "КМ", 1966 год, вид спереди

"Каспийский монстр" был спущен на воду в 1966 году и после месяца тайной транспортировки (по ночам, под покровом маскировочной сетки) благополучно прибыл в Каспийск, став на причал в плавучем доке. Начались ходовые испытания этого уникального аппарата. Руководил испытаниями лично Ростислав Алексеев, которого все инженеры и персонал уважительно величали "Доктор". Первые испытания назывались "Полёт в доке" (именно так Алексеев записал их в полётном листе). Запустив все 10 двигателей на 40% от номинальной мощности и дождавшись, когда плавучий док вместе с экранопланом сдвинулся с места, сорвав якоря, Доктор приказал заглушить двигатели. Ростислав Алексеев добился своей цели - показал мощь новой машины государственным чиновникам, которые постоянно его торопили. А термин "полёт в доке" влился в обиход конструкторов из КБ Алексеева как обозначение мнимой демонстрации, очковтирательства, на которые приходилось идти ради вышестоящего начальства. 18 октября 1966 года "КМ" совершил свой первый полёт, налетав 50 минут на высоте 4 метров. Вместе с лётчиком-испытателем Владимиром Логиновым за штурвалом сидел и лично главный конструктор Ростислав Алексеев.

Экраноплан "КМ" во время ходовых испытаний, 1966 год
Экраноплан "КМ" во время ходовых испытаний, 1966 год
Экраноплан "КМ" во время ходовых испытаний, 1966 год
Экраноплан "КМ" во время ходовых испытаний, 1966 год

Экспериментальная машина демонстрировала впечатляющие результаты. Стабильный полёт на скоростях в 400-450 км/ч на высоте 3-4 метров над водой, отличная манёвренность, способность лететь с выключенными двигателями и взлетать в трёхбалльный шторм. "КМ" испытывался на протяжении 15 лет, давая конструкторам ценную информацию для дальнейших разработок в области экранопланостроения. Казалось, что после всего этого "Каспийский монстр" займёт достойное место в музее, как демонстрация инженерного гения Ростислава Алексеева. Но судьба распорядилась по-другому. 9 февраля 1980 года умер Доктор. А спустя несколько месяцев в аварию попал и "КМ". В одном из полётов пилот совершил ошибку, ударив экраноплан об воду. Жертв не было, "КМ" ещё неделю держался на плаву, словно не желая уходить. Но попыток спасти уникальную разработку не было и "Каспийский монстр" затонул. Так и лежит он до сих пор на дне Каспийского моря...

Экраноплан "КМ" во время испытаний на Каспийском море, 1970ые годы
Экраноплан "КМ" во время испытаний на Каспийском море, 1970ые годы

Результаты полётов и опыт, полученный при разработке экспериментального экраноплана "КМ" не пропали даром. Появились более военно-ориентированные экранопланы "Лунь" и "Орлёнок", способные нести ракетное вооружение. Но после распада СССР они стали на вечный прикол в сухих доках. Были попытки разработать экранопланы гражданского назначения, но особого успеха они не достигли. Но в 2015 году появилась информация, что Россия собирается возобновить разработку военных экранопланов. Так что, возможно, мы ещё увидим в полёте эти удивительные машины.

Спасибо за внимание!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Основной аэродром. Вы будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫