Латвийский самолёт-рекордсмен, о котором вы точно не знали

09.01.2018

Первая мировая война наглядно показала силу нового оружия - авиации. И победители, и побеждённые сделали соответствующие выводы и послевоенную Европу накрыл бум авиаконструирования. Даже небольшие страны стали разрабатывать свои самолёты. Не стала исключением и Латвия.

Хербертс Цукурс
Хербертс Цукурс

Молодой офицер латвийских ВВС Хербертс Цукурс решил посвятить свою послевоенную карьеру авиастроению и между 1926 и 1934 годами разработал и построил планер и 3 самолёта. Одним из первых самолётов начинающего конструктора был C-3, на котором стоял двигатель Рено 196го года выпуска. Несмотря на порядком устаревший двигатель, именно на C-3 в 1933 году Цукурс совершает свой первый дальний перелёт по маршруту Рига - Гамбия.

Хербертс Цукурс возле своего самолёта C-3. Бешар, Алжир, 1934 год
Хербертс Цукурс возле своего самолёта C-3. Бешар, Алжир, 1934 год

Вернушившись в статусе национального героя Латвии, Хербертс Цукурс не оставляет идей сделать более мощный и совершенный самолёт для дальних полётов. Так появляется C-6 "Tris Zvaigznes" ("Три звезды"). Он стал первым свободнонесущим низкопланом, построенным в Латвии, имел на борту 3х-диапазонную радиостанцию VEF (дальность работы в режиме телеграфа - 600 километров, в режиме телефона - 150 километров), впервые в Латвии был оснащён авиагоризонтом и дублированием основных приборов, имел специальную пожаробезопасную перегородку между пилотом и двигателем. В общем - технически был очень близок к современным истребителям того времени.

C-6 "Tris Zvaigznes"
C-6 "Tris Zvaigznes"
C-6 "Tris Zvaigznes"
C-6 "Tris Zvaigznes"
C-6 "Tris Zvaigznes". Кабина пилота
C-6 "Tris Zvaigznes". Кабина пилота
C-6 "Tris Zvaigznes"
C-6 "Tris Zvaigznes"
C-6 "Tris Zvaigznes". Моторный отсек.
C-6 "Tris Zvaigznes". Моторный отсек.
Хербертс Цукурс возле C-6 "Tris Zvaigznes"
Хербертс Цукурс возле C-6 "Tris Zvaigznes"
Хербертс Цукурс возле C-6 "Tris Zvaigznes"
Хербертс Цукурс возле C-6 "Tris Zvaigznes"

В 1936-1937 годах Хербертс Цукурс на C-6 выполняет рекордный перелёт по маршруту Рига - Токио - Рига. Чистое время в воздухе составило 227 часов, за которое лётчик-конструктора пролетел 40045 километров над территорией 22 стран Европы и Азии. Все основные точки маршрута были нанесены на борт самолёта.

Рисунок C-6 "Tris Zvaigznes" с нанесёнными опознавательными знаками и маршрутом перелёта
Рисунок C-6 "Tris Zvaigznes" с нанесёнными опознавательными знаками и маршрутом перелёта
Хербертс Цукурс в кабине C-6 "Tris Zvaigznes"
Хербертс Цукурс в кабине C-6 "Tris Zvaigznes"
Хербертс Цукурс в кабине C-6 "Tris Zvaigznes"
Хербертс Цукурс в кабине C-6 "Tris Zvaigznes"

Успех этого полёта и технические характеристики самолёта заставили латвийские ВВС рассмотреть вариант создания лёгкого пикирующего бомбардировщика на базе C-6 "Tris Zvaigznes". Были даже выделены средства на разработку и заключён предварительный контракт. Но, увы, история повернула всё по-другому. После присоединения Латвии к СССР проект был свёрнут, на единственный экземпляр самолёта были нанесены советские опознавательные знаки и немного позже он был разбит при посадке.

Рисунок C-6 "Tris Zvaigznes" с опознавательными знаками ВВС СССР
Рисунок C-6 "Tris Zvaigznes" с опознавательными знаками ВВС СССР

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫