"Летающая задница" или дирижабль нашего времени

В 2010 году армия США задумалась о новом летательном аппарате, который мог бы вести разведку и рекогносцировку сухопутных войск. Так появилась программа LEMV (Long Endurance Multi-intelligence Vehicle, можно перевести как "Многоцелевая машина с большой выносливостью"). Т.к. одним из основных критериев являлась длительность автономного полёта, то на конкурс было заявлено два дирижабля - Lockheed Martin P-791 и HAV 304.

Первый полёт Lockheed Martin P-791. 31 января 2006 года.
Первый полёт Lockheed Martin P-791. 31 января 2006 года.

Конкурсная комиссия выбрала проект английской компании Hybrid Air Vehicles - HAV 304. У дирижабля были заявлены соответствия следующим требованиям - возможность полётов как в пилотируемом, так и беcпилотном режиме, автономность - 5 дней в пилотируемом режиме, больше 14 дней в беcпилотном, потолок полётов - 6 километров. Конструктивно HAV 304 Airlander представляет собой мягкий дирижабль, оболочка которого заполнена гелием.

Однако, проект оказался дорогим и в феврале 2013 года американские военные отказались от него. На некоторое время дальнейшая судьба дирижабля оказалась неизвестна. Но компания Hybrid Air Vehicles решила всё же довести проект до конца и в сентябре выкупила HAV 304 у Министерста обороны США. В 2014 году HAV 304 получил новое имя Airlander 10 и начался процесс его модернизации и переделок с целью использования в гражданских целях (в частности - для развлечений). Первый полёт модернизированного дирижабля состоялся 17 августа 2016 года.

Airlander 10 в полёте © AFP 2017/ JUSTIN TALLIS
Airlander 10 в полёте © AFP 2017/ JUSTIN TALLIS

"Почему "летающая задница""? - спросите вы. Всё дело в характерном внешнем виде Airlander 10 - с определённых ракурсов дирижабль сильно напоминает хорошую танцовщицу бразильской самбы. Стоит отметить, что у Hybrid Air Vehicles оказалось всё хорошо с чувством юмора и компания сама охотно использует прозвище "Летающая задница" (Flying Bum) на собственном сайте и в прессе.

"Летающая задница" в ангаре. 2016 год
"Летающая задница" в ангаре. 2016 год

Катастрофа, произошедшая 18 ноября 2017 года, не первая для Airlander 10. В прошлом году, всего во втором полёте после модернизации при неудачной посадке была сильна повреждена гондола. Но никто не пострадал. Восстановление заняло 10 месяцев.

Неизвестно, сколько займёт восстановление после сегодняшней аварии и будет ли оно проводиться вообще - британские СМИ пишут о полном разрушении гондолы. Может оказаться, что такой дорогой и такой проблемный проект больше не найдёт поддержки у инвесторов и история Airlander 10 закончится. Посмотрим…

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫