Окленд - Гонолулу или воздушное дерби Короля ананасов

09.01.2018

Гавайи. Рекламная открытка, США, 1927 год.
Гавайи. Рекламная открытка, США, 1927 год.

Гавайи - райский уголок в Тихом океане, любимое место отдыха американцев с кошельком. Однако расстояние в 3700 километров делало частые путешествия на острова невозможными, ведь самым быстрым лайнерам 1930ых годов требовалось не меньше 5 дней, чтобы доставить вас из Сан-Франциско в Гонолулу. А хотелось побыстрее. Вся надежда возлагалась на набиравшую популярность и становившуюся совершеннее с каждым днём авиацию. В 1927 году в Гонолулу строят аэропорт, который в основном задумывался как база для ближних перелётов между островами. Но нашёлся человек, который решил доказать, что авиаперелёты США - Гавайи возможны и именно авиация будет основным перевозчиком туристов с континента на острова. Звали его Джеймс Доул.

Джеймс Драммонд Доул. 1927 год
Джеймс Драммонд Доул. 1927 год

Джеймса Драммонда Доула называли "Королём ананасов". Несложно догадаться, что основой его бизнеса было выращивание и продажа ананасов. Доул основал Гавайскую Ананасовую Компанию (Hawaiian Pineapple Company или HAPCO) и заработал на фруктах миллионный капитал. Вдохновлённый успешным перелётом Чарльза Линдберга через Атлантику, летом 1927 года Джеймс Доул решает провести воздушную гонку по маршруту Окленд (Калифорния) - Гонолулу (Гавайи). Это был вызов всем авиаторам, подкреплённый солидным денежным призом - победитель должен был получить 25 тысяч долларов (~341 тысяча современных долларов), за второе место полагалось 10 тысяч долларов (~136,5 тысяч сейчас). Гонка была запланирована на 16—17 августа 1927 года и её участники должны были преодолеть путь в 3870 километров.

Программа гонки была напечатана с первоначальной датой старта - 12 августа 1927 года.
Программа гонки была напечатана с первоначальной датой старта - 12 августа 1927 года.

Стоит отметить, что попытки долететь на самолёте до Гавайских островов совершались и ранее. Первую попытку совершил 1 сентября 1925 года экипаж военной летающей лодки PN-9 под управлением Джона Роджерса. Полёт оказался неудачным. Самолёт смог пролететь 3463 километров до выработки всего топлива и лётчики были вынуждены совершить посадку на воду. Радио вышло из строя и экипаж не смог подать сигнал бедствия. Но лодка нормально держалась на плаву, поэтому из части обшивки крыла был сделан парус и медленно, но верно, PN-9 взяла курс на Гавайи. Через 8 дней в районе острова Кауаи их заметит подводная лодка ВМФ США и экипаж Джона Роджерса будет спасён.

PN-9 после прибытия на Гавайи. Хорошо видна часть крыла без обшивки.
PN-9 после прибытия на Гавайи. Хорошо видна часть крыла без обшивки.

28—29 июня 1927 года, уже после объявления о предстоящей гонке, на трёхмоторном Atlantic-Fokker C-2 "Bird of Paradise" ("Райская птица") экипаж военных лётчиков Лестера Мейтленда и Альберта Хегенбергера совершил первый успешный перелёт на Гавайи. Лётчики заранее отказались от участия в зачёте гонки Доула, да и приземлились они не в Гонолулу, а на военной базе Уилер. Тем не менее - именно они стали первыми, кто смог по воздуху преодолеть 3900 километров между континентом и Гавайскими островами.

Atlantic-Fokker C-2 "Bird of Paradise" и его экипаж.
Atlantic-Fokker C-2 "Bird of Paradise" и его экипаж.

Досрочную попытку участия в гонке предпринял 14—15 июля экипаж гражданских лётчиков Эрни Смита и Эмори Бронте на своём Travel Air 5000 "City of Oakland" ("Город Окленд"). Этот полёт закончился по тому же сценарию, что и полёт летающей лодки Джона Роджерса двумя годами ранее. Исрасходовав всё топливо, "City of Oakland" совершил аварийную посадку. Разница лишь в том, что Смит и Бронте смогли дотянуть до острова Молокаи. Но Джеймс Доул принял решение дисквалифицировать экипаж "City of Oakland" - посадка в Гонолулу всё же была главным критерием для участия в зачёте гонки.

Travel Air 5000 "City of Oakland" вылетает на Гавайи
Travel Air 5000 "City of Oakland" вылетает на Гавайи

В следующей части мы познакомимся с экипажами, которые вышли на основной старт гонки, и их самолётами.

Stay tuned!

----

Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫