Первые жертвы воздушного дерби Короля ананасов

09.01.2018

Часть 1.

Первоначальной старт гонки был назначен на 12 августа. Сразу после объявления в прессе на организаторов посыпался шквал заявок. Щедрый приз был достойной оплатой за риск многочасового перелёта над океаном. Чтобы снизить риск аварий и повысить безопастность гонки Доул заручился поддержкой правительства США и сформировал оргкомитет из 6 человек, которые и должны были отвечать за допуск экипажей к старту. Техническое руководство осуществлял лейтенант ВМФ Бен Уайатт — тридцатитрёхлетний ветеран арктических экспедиций. Уайатт составил требования к самолётам и сделал ставку на проверку штурманских навыков экипажей. Ведь лететь им предстояло не на континент, как Чарльзу Линдбергу, а на затерянный в безбрежном океане остров размером 71 на 48 километров. Это сегодня мы привыкли к GPS, а в 1927 году навигация по радиомаякам и даже радиосвязь на самолётах только зарождались и были недоступны большинству лётчиков. Экипажам предстояло преодолеть весь маршрут, используя лишь счисление координат, навигацию по звёздам ночью и по надводным кораблям днём.

2 августа 1927 года приём заявок был закрыт. Принять участие в гонке пожелало 33 экипажа. После обработки всех заявок, 8 августа осталось 15 участников. Дальнейшие проверки Бена Уайта отсеяли ещё четверых. Оргкомитет с ужасом наблюдал, как экипажи готовились по принципу "деньги есть - ума не надо" - маленькие топливные баки, отсутствие спасательных средств (жилетов, надувных лодок), устаревшее навигационное оборудование, практически полное отсутствие радиооборудования, неопытные пилоты и штурманы (некоторые сдавали экзамен на лётную лицензию прямо перед гонкой) и прочее. Слишком лакомым кусочком был заявленный Доулом денежный приз. Кроме того, победа в гонке стала бы отличной рекламой для спонсоров.

Первые жертвы начались ещё до старта гонки. 11 августа при перелете между Сан-Диего и Оклендом налетел в тумане на холмы Пойнт Лома самолет Tremaine Hummingbird "Spirit of John Rogers", пилотируемый военными лётчиками Кавеллом и Веггенером. Оба пилота погибли.

Tremaine Hummingbird "Spirit of John Rogers" перед последним полётом.
Tremaine Hummingbird "Spirit of John Rogers" перед последним полётом.

12 августа двухмоторный триплан "Pride of Los Angeles" ("Гордость Лос-Анжелеса"), экипаж которого спонсировал актёр Хут Гибсон, упал в воду близ Окленда. К счастью, экипаж выжил.

Catron & Fisk CF-10 "Pride of Los Angeles" немного не дотянул до аэродрома.
Catron & Fisk CF-10 "Pride of Los Angeles" немного не дотянул до аэродрома.

13 августа погиб британский пилот Артур Роджерс. На малой высоте его двухмоторный "Angel of Los Angeles" неожиданно свалился в неуправляемое падение. Роджерс выпрыгнул из самолёта, но парашют не раскрылся.

Таким образом, после всех переносов, проверок и катастроф, на старт гонки 16 августа вышли всего 8 одномоторных самолётов - 5 серийных и 3 самолёта уникальной конструкции:

Breese-Wilde 5 "Aloha". Экипаж - Мартин Дженсен и Пол Шлютер.
Breese-Wilde 5 "Aloha". Экипаж - Мартин Дженсен и Пол Шлютер.
"Dalas Spirit" ("Дух Далласа"). Моноплан уникальной конструкции. Экипаж- Уильям Эрвин и Алвин Эйхвальдт.
"Dalas Spirit" ("Дух Далласа"). Моноплан уникальной конструкции. Экипаж- Уильям Эрвин и Алвин Эйхвальдт.
"El Encanto" ("Очарование", с испанского). Цельнометаллический моноплан уникальной конструкции. Экипаж - Норман Годдард и Кеннет Хокинс.
"El Encanto" ("Очарование", с испанского). Цельнометаллический моноплан уникальной конструкции. Экипаж - Норман Годдард и Кеннет Хокинс.
"Golden Eagle" ("Золотой орёл"). Моноплан уникальной конструкции, прототип Lockheed Vega. Экипаж - Джон Фрост и Гордон Скотт.
"Golden Eagle" ("Золотой орёл"). Моноплан уникальной конструкции, прототип Lockheed Vega. Экипаж - Джон Фрост и Гордон Скотт.
Buhl CA-5 Air Sedan "Miss Doran". Экипаж - Джон Оджи Педлар и Вилас Кноп.
Buhl CA-5 Air Sedan "Miss Doran". Экипаж - Джон Оджи Педлар и Вилас Кноп.
Travel Air 5000 "Oklahoma". Экипаж - Беннетт Гриффин и Эл Хенли.
Travel Air 5000 "Oklahoma". Экипаж - Беннетт Гриффин и Эл Хенли.
Breese-Wilde 5 "Pabco Flyer". Экипаж - Ливингстон Ирвинг.
Breese-Wilde 5 "Pabco Flyer". Экипаж - Ливингстон Ирвинг.
Travel Air 5000 "Woolaroc". Экипаж - Артур Гёбель и Уильям Дэвис.
Travel Air 5000 "Woolaroc". Экипаж - Артур Гёбель и Уильям Дэвис.

В дерби Доула принял участие и один пассажир. А точнее пассажирка. Единственная женщина, участвовашая в гонке, - двадцатидвухлетняя учительница Милдред Доран полетела на самолёте, названном в её честь.

Милдред Доран
Милдред Доран

В заключительной статье серии я расскажу непосредственно о гонке, её победителях и проигравших.

Stay tuned!

---

Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫