Шведский сверхзвуковой "Дракон"

30.05.2018

1 сентября 1948 года в воздух поднялся новенький шведский реактивный истребитель Saab 29 Tunnan. А уже через год Flygvapen (военно-воздушные силы Швеции) решили начать проект по его замене. "Почему так быстро?" - спросите вы. Дело в том, что Tunnan был дозвуковым самолётом и не обладал достаточной скороподъёмностью и скоростью для противодействия околозвуковым бомбардировщикам. Поэтому концерн Saab и получил задание разработать новый истребитель-перехватчик, о котором мы сегодня и поговорим.

Saab 29 Tunnan. Фото: e-pic.se
Saab 29 Tunnan. Фото: e-pic.se

Логично, что для уверенного превосходства в скорости перед бомбардировщиками, новый самолёт должен был обладать сверхзвуковой скоростью. Военное ведомство выдвинуло основные требования - скорость 1.4-1.5 Маха (позже увеличили до 1.8), рабочий потолок выше 15000 метров, возможность нести в качестве подвесного вооружения управляемые ракеты, НУРСы и наличие пушечного вооружения. Кроме этого, жёсткие требования были и к техническому обслуживанию будущего истребителя: взлёт-посадка в любую погоду, небольшой размер группы обслуживающего персонала, длина взлётно-посадочной полосы до 3000 метров (это позволило бы использовать в качестве ВПП обычные автомобильные дороги общего пользования). Ну и вишенкой на торте было требование обеспечить возможность быстрой переделки основной конструкции в самолёт другого назначения: разведчик, штурмовик и др. Швеция была страной не очень богатой и не могла себе позволить производить несколько реактивных самолётов отличающихся конструкций.

Современный многоцелевой самолёт Saab JAS 39 Gripen шведских ВВС совершает посадку на дорогу общего пользования. 2017 год. Фото: blogbeforeflight.net
Современный многоцелевой самолёт Saab JAS 39 Gripen шведских ВВС совершает посадку на дорогу общего пользования. 2017 год. Фото: blogbeforeflight.net

Новый проект получил название Saab 35 Draken (draken в переводе со шведского - дракон). Оценив требования военных инженеры SAAB во главе с Эриком Браттом и Ларсом Бризингом, решили, что для решения поставленной задачи лучше всего подойдёт аэродинамическая схема "бесхвостка" с крылом малого удлинения. Не имея опыта в постройке таких самолётов конструкторы приняли решение подкрепить свои теоретические расчёты экспериментами на уменьшенной модели Draken. Так появился экспериментальный реактивный самолёт Saab 210 LillDraken (маленький дракон), впервые поднявшийся в небо 21 января 1952 года под управлением Бенгта Олова. За 3 года LillDraken выполнил свыше 1000 полётов, которые дали очень ценную информацию и полностью подтвердили идеи инженеров. Это позволило сэкономить много времени и избежать ошибок при разработке уже полномасштабного самолёта.

Saab 210 LillDraken в полёте. 1952 год. Фото: Public domain
Saab 210 LillDraken в полёте. 1952 год. Фото: Public domain
Saab 35 Draken. Проекции. Фото: журнал Air Pictorial 1958/02
Saab 35 Draken. Проекции. Фото: журнал Air Pictorial 1958/02

25 октября 1955 года "Дракон" впервые оторвался от взлётной полосы, положив начало своей долгой карьере. Как и его экспериментальная модель, Saab 35 Draken представлял собой среднеплан-"бесхвостку" с так называемым крылом Бартини - треугольным крылом двойной стреловидности. Во многом, именно аэродинамическая схема и позволила реализовать требования Flygvapen. На новом истребители был установлен турбореактивный двигатель Volvo Flygmotor RM 6C, который позволял развивать скорость до 2125 км/ч. С подвесными баками Draken мог покрыть расстояние в 3250 километров. Рабочий потолок - 18000  метров. Вооружение состояло из одной или двух 30-миллиметровых пушек M-55 ADEN с боезапасом в 100 снарядов на каждую и 9 узлов подвески навесного вооружения (ракеты класса "воздух-воздух" или НУРСы, или бомбы). Мощная электроника для навигации и управления вооружением позволила обойтись 1 пилотом без дополнительных членов экипажа.

Пара Saab 35 Draken в полёте. 1970-ые годы. Фото: thekristoffersuniverseinwar.wikia.com
Пара Saab 35 Draken в полёте. 1970-ые годы. Фото: thekristoffersuniverseinwar.wikia.com
Saab 35 Draken и автомобиль Saab 96 Coupe. 1960 год. Фото: Saab
Saab 35 Draken и автомобиль Saab 96 Coupe. 1960 год. Фото: Saab

В 1960 году Saab 35 Draken принимается на вооружение шведскими ВВС. Первые 90 самолётов были произведены в период с 1959 по 1961 год. После демонстрации Draken на авиасалонах им заинтересовались и другие европейские страны. В первую очередь Дания, Финляндия и Австрия, которые также закупили новый истребитель-перехватчик для своих ВВС. Финляндия даже открыла у себя линию для сборки Saab 35 по лицензии из шведских запчастей. Интересовалась самолётом и Швейцария, но до контракта дело не дошло. Пройдя через множество этапов модернизации (установка более мощных ТРД, новой электроники, навигационного оборудования и вооружения), Saab 35 Draken оставался в строю на протяжении 40 лет. Последняя эскадрилья "Драконов" была расформирована в Австрии в 2005 году.

Пара Saab 35 Draken ВВС Австрии. Фото: sploid.gizmodo.com
Пара Saab 35 Draken ВВС Австрии. Фото: sploid.gizmodo.com
Saab 35 Draken шведских ВВС. Фото: Jan Eric Arud
Saab 35 Draken шведских ВВС. Фото: Jan Eric Arud

Saab 35 Draken получился очень удачным. В ограниченных условиях инженеры Saab смогли создать универсальную машину, которая без особых затрат модифицировалась под конкретные нужды - выпускались версии разведчика, штурмовика, учебно-тренировочного самолёта. Успешная реализация проекта позволила Швеции заявить о себе, как об одной из ведущих авиационных держав. На сегодня в мире существуют Draken в лётном состоянии, которые выступают с демонстрационными полётами на различных авиашоу. Так что у нас ещё есть возможность понаблюдать полёты сверхзвукового "Дракона" вживую.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром и ты точно не пропустишь интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com