Триумф и трагедия воздушного дерби Короля ананасов

09.01.2018

Часть 1. | Часть 2.

В ожидании старта. Аэродром Окленда, 16 августа 1927 года.
В ожидании старта. Аэродром Окленда, 16 августа 1927 года.

Наконец настал долгожданный день старта. Аэродром с утра заполнили толпы зевак, в проливе плавали прогулочные лодки с любопытными зрителями. Все готовились смотреть на начало захватавающей гонки. Ещё до старта в газетах активно обсуждались фавориты гонки. Журналисты считали, что главный претендент на победу - "El Encanto", а самый технически совершенный и оснащённый - "Golden Eagle". Если с фактом, что прототип Lockheed Vega был совершеннее остальных самолётов, я абсолютно согласен, то к выбору фаворита у меня большие вопросы. На мой взгляд, два Travel Air 5000 и два Breese-Wilde 5 куда больше подходили на роли главных претендетов на первый приз. Но это уже история...

Утро 16 августа выдалось туманным, поэтому официальный стартер состязаний Эрни Смит сделал свой исторический выстрел из стартового пистолета только в полдень. Порядок взлёта был заранее определён жеребьёвкой. Первым успешно взлетел Travel Air 500 "Oklahoma". Драма длиною в 30 часов началась! В 12:03 на старт вышел газетный фаворит - "El Encanto". После долгого разбега и неудачной попытки взлететь моноплан рухнул на взлётную полосу, сломав левое крыло.

Разбившийся "El Encanto".
Разбившийся "El Encanto".

В 12:11 попытку взлететь предпринял "Pabco Flyer". Ливингстон Ирвинг смог поднять машину в воздух, но она сразу же упала на мелководье, получив небольшие повреждения. Самолёт отбуксировали на аэродром, быстро починили и приготовили к повторной попытке. Но она снова оказалась неудачной, но в этот раз самолёт получил куда более серьёзные повреждения, сломав шасси и крыло.

Неудачная попытка "Pabco Flyer" взлететь.
Неудачная попытка "Pabco Flyer" взлететь.

В 12:31 смог успешно взлететь "Golden Eagle". После него с интервалом в 2 минуты взлетели оставшиеся участники дерби - "Miss Doran", "Aloha", "Woolaroc", "Dalas Spirit". Казалось, что после взлёта всё будет проще и самолёты дальше проследуют по маршруту. Но не тут то было!

Вскоре после взлёта вернулся "Dalas Spirit" - отрыв обшивки фюзеляжа, ремонт занял 3 дня, гонку экипаж не продолжил. Через полтора часа после него приземлились "Miss Doran" и "Oklahoma" из-за неисправностей с моторами. Пилот "Oklahoma" слишком долго держал форсированный режим и сжёг двигатель, выбыв из гонки. На "Miss Doran" поломка была менее серьёзная и после ремонта самолёт снова пошёл на взлёт. Но в спешке никто не обратил внимание - дозаправлялся ли самолёт, который уже провёл полтора часа в воздухе...

После всех стартовых перепитий в воздухе осталось четыре самолёта, которые и повели непосредственную борьбу за победу в гонке. Экипаж "Woolaroc", пользуясь своей радиостанцией как вспомогательным средством навигации и полагаясь больше на обычные навигационные приборы, провёл основную часть полёта на высоте 1800 метров. Спустя 26 часов, 17 минут и 33 секунды полёта Артур Гёбель и Уильям Дэвис приземлились на аэродроме Гонолулу, где их встречало 30 тысяч зрителей, став победителями гонки Доула.

Артур Гёбель - победитель гонки Доула на аэродроме Гонолулу.
Артур Гёбель - победитель гонки Доула на аэродроме Гонолулу.

Совсем иначе прошёл полёт экипажа "Aloha", который занял второе место в гонке. Без радиооборудования, не поднимаясь выше 30 метров, полагаясь только на счисление и зрительную навигацию по ориентирам, Мартин Дженсен и Пол Шлютер заблудились. Когда им удалось скорректировать курс по Солнцу, время уже было потеряно - они остали от победилей на 1 час 58 минут.

Номер San Francisco Chronicle посвящённый завершившейся гонке.
Номер San Francisco Chronicle посвящённый завершившейся гонке.

Зрители ждали прибытия "Miss Doran" и "Golden Eagle", но с каждым часом становилась надежды на их прилёт становилось всё меньше и меньше. На следующий день после прибытия "Woolaroc" была начала спасательная операция по поиску пропавших экипажей. Были привлечены корабли ВМФ США, гражданские суда, подводные лодки. Армейские самолёты вели поиск в прибрежной зоне материка и Гавайских островов. К поискам присоединился даже отремонтированный "Dalas Spirit". Но его экипаж лишь пополнил список жертв гонки... 5 сентября 1927 года поиски официально были прекращены, а экипажи "Miss Doran", "Golden Eagle" и "Dalas Spirit" признаны пропавшими без вести. Ровно через месяц после старта 16 сентября 1927 года на вышедшем в море корабле ВМС США "Мауи" состоялась поминальная служба по погибшим авиаторам.

Кинохроника гонки. Для некоторых авиаторов это были последние съёмки в жизни.

Могла ли гонка пройти по другому, менее трагичному сценарию? Мне кажется, что маловероятно. Самолёты участников были совершенно не предназначены для дальних полётов над океаном. Удачные перелёты Гёбеля и Дженсена стали лишь исключением из правил. Ни лётная подготовка экипажей (которые в основном имели опыт полётов только над сушей), ни техническое состояние самолёта ("Golden Eagle", единственный оборудованный полноценными средствами связи и спасения на море - пропал без вести; что уже говорить про остальные самолёты) не гарантировали успех. К тому же, большой денежный приз не способствовал трезвому отношению к опасности полёта над океаном.

С точки зрения рекламы трансокеанских пассажирских авиаперевозок, гонка Доула закончилась фиаско. Идея полетов с континента на Гавайи затихла на добрые 10 лет, а полностью самолеты вытеснили морские лайнеры с тихоокеанских линий только в середине 1970ых годов. Но всё же это дерби навсегда изменило мир авиацонных гонок. После шквала критики в газетах федеральное правительство ввело запрет на проведение авиационных соревнований c денежными призами и обязательную сертификацию всех участников таких соревнований. Публикации в прессе также подстегнули развитие авианавигационных приборов и радиостанций. Поэтому закончить свой рассказ о гонке Доула я хочу цитатой из статьи к 30-й годовщине состязаний в Honolulu Star Bulletin - "В новую воздушную эру может казаться, что все было напрасно – бесполезные жертвы приключений и первопроходчества… Но кто-то должен был это сделать первым".

Памятная открытка в честь погибших авиаторов.
Памятная открытка в честь погибших авиаторов.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫