Восьмимоторный Hercules и его единственный полёт

На начало Второй мировой войны военные США рассматривали летающие лодки как один из основных вариантов для переброски солдат и техники на Тихоокеанском фронте. Именно поэтому фирме Hughes Aircraft было выделено 13 миллионов долларов (сейчас эта сумма приблизительная равна 216 миллионам) на разработку прототипа самолёта, способного перевести свыше 600 солдат. Скопление разных обстоятельств - упрямое стремление конструктора Говарда Хьюза к идеализму, нехватка алюминия, который был нужен для производства серийных самолётов, инженерные трудности при проектировании самолёта таких размеров - привело к тому, что первый экземпляр летающей лодки был построен уже после Второй мировой войны.

Крылья будущей летающей лодки перевозят по автомобильной дороге. 1946 год
Крылья будущей летающей лодки перевозят по автомобильной дороге. 1946 год
Hughes H-4 Hercules в процессе постройки в доке. 1947 год
Hughes H-4 Hercules в процессе постройки в доке. 1947 год

В итоге получился гигант с 8 моторами, весом в 136 тонн и рекордным размахом крыльев в 98 метров. Имя ему дали под стать - Hughes H-4 Hercules. Рекорд Геркулеса был побит относительно недавно современным двухфюзеляжным транспортником Stratolaunch (размах крыльев - 117 метров). Но, в то же время, Hughes H-4 Hercules удерживает титул самой большой летающей лодки из когда-либо построенных.

Hughes H-4 Hercules в гавани Лос-Анджелеса. 1947 год
Hughes H-4 Hercules в гавани Лос-Анджелеса. 1947 год
Hughes H-4 Hercules в гавани Лос-Анджелеса. 1947 год
Hughes H-4 Hercules в гавани Лос-Анджелеса. 1947 год

Неизвестно кто наделил самолёт странным прозвищем Spruce Goose (в переводе с английского - "Еловый гусь"). Хоть он и был деревянным, но его конструкция не содержала ни кусочка ели и полностью состоял из берёзовой фанеры. Требования военных Хьюз смог даже превысить - H-4 Hercules мог брать на борт 750 солдат в полной выкладке. Летающая лодка впервые поднялась в воздух 2 ноября 1947 года, над гаванью Лос-Анджелеса 2 километра на высоте 21 метр.

Hughes H-4 Hercules в полёте. 2 ноября 1947 года
Hughes H-4 Hercules в полёте. 2 ноября 1947 года

Этот полёт оказался для самолёта единственным. Война отгремела, необходимость в таком гиганте отпала. К тому же, он был слишком дорогим для серийного производства. В итоге, Hercules был поставлен в док на хранение, которое обходилось Говарду Хьюзу в кругленькую сумму (до 1 миллиона долларов США в год!). После смерти Хьюза в 1976 году летающая лодка была передана в экспозицию музея Evergreen International Aviation (Макминнвилль, Орегон), где находится и поныне.

Hughes H-4 Hercules в музее. Наши дни.
Hughes H-4 Hercules в музее. Наши дни.

А прозвище Spruce Goose стало синонимом английского фразеологизма White Elephant, означающего нечто очень дорогое, но не приносящее практической пользы своему владельцу. Ну а сам Говард Хьюз стал прототипом для главного героя фильма "Авиатор", где его сыграл сам Леонардо Ди Каприо.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫