"Воздушная лошадь" - уникальный трёхвинтовой вертолёт

12.01.2018

Сейчас мало кого удивишь двухвинтовым вертолётом. Boeing CH-47 Chinook активно эксплуатируется армией США и за свою долгую службу успел себя хорошо зарекомендовать. В СССР был Як-24, который успел полетать и в военной авиации, и на маршрутах Аэрофлота. А вот про вертолёты с тремя винтами, я уверен, что вы практически не слышали. Это неудивительно, ведь и до сегодняшнего дня существовала лишь одна такая экспериментальная машина. Но, обо всём по порядку.

В 1946 году правительство Великобритании заказало фирме Cierva Autogiro Company, известной своими автожирами, разработку проекта совершенно нового вертолёта. Основной упор делался на возможность использования вертолёта для перевозки пассажиров и применения в сельском хозяйстве для опыления полей.

Cierva C.8W - один из первых автожиров компании Cierva Autogiro Company. Великобритания, 1932 год
Cierva C.8W - один из первых автожиров компании Cierva Autogiro Company. Великобритания, 1932 год

Конструкторы сразу поняли, что для выполнения требований заказчика, необходимо будет использовать очень мощный двигатель, способный обеспечить достаточную подъёмную силу. Поэтому было решено взять проверенный мотор, использовавшийся на бомбардировщиках Avro Lancaster - двенадцатицилиндровый Rolls-Royce Merlin 24 мощностью 1610 лошадиных сил.

Rolls-Royce Merlin 24 со снятой крышкой блока цилиндров
Rolls-Royce Merlin 24 со снятой крышкой блока цилиндров

Была спроектирована специальная трансмиссия, которая вращала три несущих винта. Так появился на свет первый трёхвинтовой вертолёт Cierva W.11 Air Horse ("Воздушная лошадь"). На момент постройки это был крупнейший вертолёт в мире. Он мог брать на борт 24 пассажира, использоваться как медицинский или как воздушный кран. Не забыли конструкторы и о сельском хозяйстве - в баки "Воздушной лошади" можно было загрузить рекордные 3048 килограммов инсектицидов. В первый полёт Cierva W.11 поднялся 7 декабря 1948 года.

Материал о Cierva W.11 Air Horse в британском авиационном журнале, 1949 год
Материал о Cierva W.11 Air Horse в британском авиационном журнале, 1949 год
Cierva W.11 Air Horse на авиасалоне Фарнборо, 1948 год
Cierva W.11 Air Horse на авиасалоне Фарнборо, 1948 год
Cierva W.11 Air Horse в полёте, 1949-50 гг.
Cierva W.11 Air Horse в полёте, 1949-50 гг.
Cierva W.11 Air Horse в полёте, 1949-50 гг.
Cierva W.11 Air Horse в полёте, 1949-50 гг.
Cierva W.11 Air Horse в полёте, 1948 год.
Cierva W.11 Air Horse в полёте, 1948 год.

Вертолёт показывал неплохие результаты на испытательных полётах и, казалось, что конструкторы успешно решили сложную инженерную задачу по распределению мощности на три винта. Но, увы, пионерам всегда труднее всего. Так случилось и в этот раз. После нескольких успешных полётов 13 июня 1950 года Air Horse разбился и весь экипаж испытателей погиб. После катастрофы дальнейшая разработка проекта была свёрнута и второй экземпляр Cierva W.11 пошёл на слом.

"Воздушная лошадь" так и осталась единственным трёхвинтовым вертолётом. Но результаты, полученные при его постройки и в процессе испытания, не пропали даром и очень помогли конструкторам в дальнейше разработке двухвинтовых машин. А мы, благодаря сохранившимся кадрам кинохроники, можем посмотреть один из первых полётов Cierva W.11 Air Horse в 1948 году

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫