ВВА-14 - самолёт, оказавшийся не нужным

30.05.2018

СССР стал вторым домом для коммунистов со всего мира, бегущих от преследования в своих родных странах. Одним из таких политических иммигрантов был итальянец Роберто Орос ди Бартини (в Советском Союзе - Роберт Людвигович Бартини), вынужденный покинуть родину после прихода к власти фашистской партии. Выдающийся авиаконструктор, физик и изобретатель, Бартини внёс весомый вклад в развитие советского авиастроения. Разрабатывал летающие аппараты принципиально новых схем - экранопланы, самолёты вертикального взлёта-посадки и т.д. Об одном из его уникальных проектов мы сегодня и поговорим.

Роберт Людвигович Бартини, 1960 год. Фото: commons.wikimedia.org
Роберт Людвигович Бартини, 1960 год. Фото: commons.wikimedia.org

1960-ые годы в СССР ознаменовались началом активного формирования противолодочной авиации. Холодная война повышала градус напряжения, подводные лодки США обладали ядерным арсеналом и могли патрулировать вдоль берегов Советского Союза. В этих условиях флот остро нуждался в самолётах, способных эффективно обнаруживать вражеские подводные лодки и хорошо приспособленных к работе в морских условиях. Всё это позволило Роберту Бартини реализовать свой уникальный проект самолёта-амфибии вертикального взлёта-посадки. Так родился наш сегодняшний герой - экранолёт ВВА-14.

ВВА-14 на плаву. 1972 год. Фото: книга "Европейские самолеты вертикального взлета"
ВВА-14 на плаву. 1972 год. Фото: книга "Европейские самолеты вертикального взлета"
ВВА-14 на колёсном шасси. 1972 год. Фото: журнал Авиация и Время 2005/05
ВВА-14 на колёсном шасси. 1972 год. Фото: журнал Авиация и Время 2005/05

ВВА-14 выглядел очень революционно для своего времени (да и сегодня тоже вызывает восхищение). Самолёт мог взлетать и садиться на воду, используя надувные поплавки, которые на время полёта прятались в специальные отсеки, а при посадке надувались. Но при этом обладал и колёсным шасси, что делало возможным его эксплуатацию и с сухопутных аэродромов. По задумке конструкторов вертикальные взлёт и посадку должны были обеспечивать 12 турбореактивных двигателей РД36-35ПР и ещё 2 двигателя Д-30М должны быть маршевыми - позволять ВВА-14 выполнять рулёжки на аэродроме и на воде, и обеспечивать горизонтальный полёт. К сожалению, поступление двигателей РД36-35ПР затягивалось и испытания пришлось начинать с использованием только маршевых ТРД. Благо, их тяги хватало для этого. В свой первый полёт уникальный аппарат поднялся 4 сентября 1972 года. В целях соблюдения секретности на ВВА-14 была нанесена ливрея гражданской авиакомпании Аэрофлот.

ВВА-14 в первом полёте. 4 сентября 1972 года. Фото: журнал Авиация и Время 2005/05
ВВА-14 в первом полёте. 4 сентября 1972 года. Фото: журнал Авиация и Время 2005/05
Экипаж поднимается в кабину ВВА-14 перед первым полётом. Фото: журнал Авиация и Время 2005/05
Экипаж поднимается в кабину ВВА-14 перед первым полётом. Фото: журнал Авиация и Время 2005/05
ВВА-14 во время морских испытаний. 1972 год. Фото: журнал Авиация и Время 2005/05
ВВА-14 во время морских испытаний. 1972 год. Фото: журнал Авиация и Время 2005/05

Испытания проходили успешно. И всё было бы хорошо, если бы не отсутствие двигателей для вертикального взлёта-посадки. Это должно было стать отличительной особенностью ВВА-14, но увы. Постепенно интерес заказчика (Министерства обороны СССР) к экспериментальному проекту стал угасать. Роберт Бартини принимает решение поставить дополнительную пару двигателей в носовой части и перепрофилировать самолёт в экраноплан. Эти изменения в конструкцию вносили и испытывали уже без Бартини. В декабре 1974 года выдающийся конструктор скончался. Испытания продолжались ещё год по инерции. Но было уже очевидно - ВВА-14 проиграл и оказался не нужен. На вооружение уже поступили серийные Бе-12, Ил-38 и Ту-142 и государство не видело смысла тратить деньги на этот проект. Испытательные полёты с надутыми поплавками в июне 1975 года стали последними для ВВА-14. Проект был свёрнут.

Спуск ВВА-14 на воду. 1972 год. Фото: ТАНТК им.Бериева
Спуск ВВА-14 на воду. 1972 год. Фото: ТАНТК им.Бериева
ВВА-14 с дополнительными двигателями в носовой части. 1974 год. Фото: ТАНТК им.Бериева
ВВА-14 с дополнительными двигателями в носовой части. 1974 год. Фото: ТАНТК им.Бериева
ВВА-14 в полёте с надутыми поплавками. 1975 год. Фото: ТАНТК им.Бериева
ВВА-14 в полёте с надутыми поплавками. 1975 год. Фото: ТАНТК им.Бериева

Сохранившийся корпус ВВА-14 (в версии экранолёта) сейчас находится в авиационном музее в Монино, а корпус второго, не летавшего прототипа доживает свои дни на заводской свалке ТАНТК имени Г.М. Бериева в Таганроге. Состояние обоих достаточно плачевное. Существовали планы по реставрации монинского ВВА-14, но пока они не реализованы. А жаль. Это было бы достойной данью памяти последнего проекта выдающегося конструктора Роберта Бартини!

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Основной аэродром. Вы будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫