Короткометражный фильм «Долина прокажённых» — интервью с режиссёром Владиславом Дикарёвым

Публикую серию статей с моего очень древнего сайта. Тот старый блог буду закрывать, продавать домен — а вот статьи жалко. Некоторую часть статей переношу на этот канал. Сейчас я написал бы совсем иначе, но решил оставлять тексты как есть, без изменений.

Статья от 19 июля 2013 года

Здравствуйте!!!

Сегодня я хочу рассказать об одном интересном короткометражном фильме «Долина прокажённых». И если быть совсем точным, я взял интервью у режиссёра фильма Владислава Дикарёва.

C Владиславом я знаком заочно (через интернет). Интересный собеседник, молодой кинорежиссёр, заканчивает Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения.

Не так давно (напомню — статья от 2013 года!), Владислав Дикарёв закончил съёмки своего короткометражного фильма «Долина прокажённых», посмотреть который можно в конце статьи. После просмотра, мне в голову пришла мысль, а почему бы не взять интервью у Влада. Сказано — сделано.

Интервью с Владиславом Дикарёвым


Илья: Добрый день Влад, я рад, что ты согласился дать интервью. И для начала, расскажи немного о себе и вообще, почему пошёл в «кино»?

Влад: Всё началось в детстве. Отец принес домой видеомагнитофон. И первое, что я посмотрел — это был «Терминатор 2». Тогда мне это показалось чем-то потрясающим. Мне и сейчас этот фильм таковым кажется. И с тех пор я стал очень много смотреть кино, пока, в конце концов, не созрел для мысли о том, что сам очень хотел бы заниматься этим делом.

Илья: Согласен, на меня видеомагнитофон и фильмы Брюса Ли произвели в своё время «неизгладимое» впечатление. Влад, а можно вкратце, в двух словах рассказать, что значит «снять кино»? Надеюсь, я правильно сказал «снять», а не создать. Как человеку, который немного увлёкся видеосъёмками, мне было бы интересно услышать ответ из уст профессионала.

Влад: Ну, с режиссёрской точки зрения более правильно было бы сказать «поставить кино». Хотя всё это лирика :) В двух словах этого, пожалуй, не расскажешь. Помимо того, что это очень тяжёлый и многоуровневый технологический процесс, это ещё и большая ответственность. Перед зрителем, перед людьми, с которыми работаешь, перед самим собой.

Потому что если картина не нравится целевой аудитории, или идея была не понята (или понята неверно), или ещё что-то — во всём этом всегда виноват режиссёр. Но при этом, я считаю, что создание фильма — это настоящее счастье.

Процесс съёмки фильма «Долина прокажённых»
Процесс съёмки фильма «Долина прокажённых»

Илья: Я понял, что «поставить кино» сложный, трудный, но весьма интересный процесс, который не сравнить с 5-ти минутным роликом блоггера. Раз уж ты сказал про режиссёра, скажи, пожалуйста, кто же на самом деле главный в кино: режиссёр, который реализует свою идею или актёры, которых видит зритель или, может быть, гримёр, работающий над внешним видом актёра? А ведь есть не менее важные фигуры — оператор, продюсеры, помощники и т.д. Я понимаю, что кино — командная работа, все важны, но кто «стержень»? На ком все держится?

Влад: Ну, на самом деле, конечно, в фильме, который потенциально должен иметь хоть какое-то художественное значение — главный, безусловно, режиссёр. Ибо без режиссёра актёр будет делать на площадке всё по своему усмотрению, и почти со стопроцентной вероятностью это не будет сочетаться с работой других актёров фильма; оператор тоже будет снимать всё по-своему; гримёр «намалюет» по-своему; а композитор музыку напишет по-своему — что получится? Винегрет из концепций разных личностей, которые друг с другом не сочетаются.

Именно режиссёр всегда является стержнем — соединяет всех специалистов воедино под одной, нужной ему концепцией. Как капитан корабля.

По этому поводу Федерико Феллини сказал отличную фразу:
«
Режиссёр — он как Колумб. Он хочет открыть Америку, а вся остальная команда хочет домой» :)
Если же речь идёт о сезонном блокбастере, который ставит единственную задачу — заработать деньги, то тут главным является продюсер.

Владислав Дикарёв (справа) что-то объясняет актёру во время очередной съёмки фильма «Долина прокажённых»
Владислав Дикарёв (справа) что-то объясняет актёру во время очередной съёмки фильма «Долина прокажённых»

Илья: Отлично сказано (это я про Колумба). Насколько я знаю, ты снял уже, как минимум 4 короткометражных фильма?

Влад: Пять, если быть совсем уж точным. Но первые три — это даже не фильмы. Так, любительские видео, снятые с друзьями на какие-то сюжеты — юношеские глупости, в общем. А вот с четвёртой короткометражки — «Кусок мяса», я уже начал пытаться работать осмысленно.

Кадр из короткометражки «Кусок мяса». Режиссер: Владислав Дикарёв.
Кадр из короткометражки «Кусок мяса». Режиссер: Владислав Дикарёв.

Илья: Хорошо, давай тогда поговорим о твоём последнем фильме «Долина прокажённых». Как родилась идея я не буду спрашивать — это пусть будет тайной :) А вот то, что фильм этот у тебя вызвал большие трудности, постоянно были проблемы. Если так, то какие, в чём были трудности? Ведь съёмка фильма продолжалась долгое время или это нормальная ситуация, предсказать точный срок окончания съёмок невозможно?

Влад: Точный срок предсказать нереально — это факт. С другой стороны, «Долина прокажённых» действительно затянулась слишком сильно, и это, конечно, для 26-минутной картины ненормальный срок.

Трудности подстерегали повсюду. Я никогда не думал, что все они могут сойтись в одной картине разом. Тут и огромные сложности при подборе актёров, и затрудненный поиск финансирования, и внутренние конфликты съёмочной команды. Даже холод и голод были :)

Причём, всё это продолжалось от подготовительного периода до финальной сборки файлов фильма. В какой-то момент я даже, будучи человеком не суеверным, подумал о том, что «Долину прокажённых» преследует злой дух :)

И тем не менее, всё равно каким-то чудом находилось решение. Что-то удавалось предпринять. И фильм появился на свет. И я даже благодарен судьбе, что такое количество сложностей выпало на постановку этой картины — очень сильно закалило.

Процесс съёмки фильма «Долина прокажённых»
Процесс съёмки фильма «Долина прокажённых»

Илья: Ну дух был не злой :) — просто у духа капризный характер :)

Дааа... Про финансирование понятно, это беда наверно всех режиссёров и в бо́льшей степени молодых. А вот про конфликты в съёмочной группе — это какая-то личная неприязнь в коллективе или творческие разногласия?

Влад: Как раз вот творческих разногласий, слава Богу, не случилось. Но бывали конфликты непонимания одной личности другой. И, к своему стыду, не могу сказать, что удалось решить все эти столкновения.

Илья: Судя по всему, коллектив претерпел изменения, до конца фильма дошли не все, кто начинал?

Влад: К сожалению, кое-кто не дошел до конца — выбыл до выхода фильма. В том числе и по моей вине. В подробности я бы не хотел вдаваться по причинам этики.

Илья: Я понял. Вот ты сказал, «холод и голод» — можно поподробнее, почему так вышло?

Процесс съёмки фильма «Долина прокажённых»
Процесс съёмки фильма «Долина прокажённых»

Влад: Холод и голод относились к первой части съёмок, которая проходила в ноябре 2011-го года.

Снимали мы, естественно, в сельской местности. Проект сложный, ограниченность бюджета — потому все деньги в дело. :) Естественно, были всякие мелочи — чаёк, бутерброды, но всё это в основном для актёров. Чтобы им было комфортнее. Сами — с горем пополам. А если смена длится не 2, и не 3 часа. Хотя, должен признаться, что сам не был особо голодным — находился внутри процесса, вообще ничего не замечал.

А холод — это удивительная история. :) В сельской местности съёмочной группе надо было где-то жить. Естественно, предложений по съёму жилья не так много — было всего одно в этом районе. Нам пришлось согласиться. Это была просторная четырёхкомнатная квартира. Но почти целиком пустая (кроме двух раскладушек и стола) и совершенно неотапливаемая! А на дворе — начало ноября. Холод зверский. Я первые пару ночей в этой квартире не забуду. А ещё их не забудут продюсер, звукорежиссёр и директор :)

Илья: Как-то ты многозначительно улыбнулся по поводу продюсера, звукорежиссера и директора — им досталось не меньше? :)

Влад: Это выглядело так: четыре человека, закутанные в толстую уличную одежду, лежат на составленных друг с другом раскладушках в обнимку, чтобы хоть как-то согреться. :)

Илья: Мда :) — почему я в «кино» не пошел, это же мой стиль :) ... Я так думаю, что следующий фильм у этих четырёх человек будет про Африку или, в крайнем случае, съёмки в Сочи :). «Долина прокажённых» снималась в сельской местности, а где именно? И как местные жители отнеслись к съёмкам? Были какие-то трения, «непонятки» с ними?

Влад: Может быть, ещё не поздно в кино-то? :) Хотелось бы, конечно, и про Африку, и про Сочи, но больно дороговато.

«Долина прокажённых» снималась недалеко от станции Сиверская Гатчинского района Ленинградской области, а также под Всеволожском, в той же самой Ленинградской области. Замечательные места, надо сказать. Так уж сложилось, что с местными мы практически не пересекались. Даже не знаю почему. По крайней мере, я почти не пересекался. Может, кто-то из группы и встречался, но я об этом либо не знаю, либо не помню — не до того было. :)

Перерыв
Перерыв

Илья: Ясно. А курьёзы, весёлые случаи бывали? Например, актёр ушёл в «деревню» за молоком (сигаретами) и заблудился (это я так фантазирую) :)

Влад: Да разное бывало. :) Например, так сложилось, что вся съёмочная группа фильма оказалась некурящая, а весь актёрский состав (кроме пары человек) — курящий. И в конце концов, когда у актёров заканчивались сигареты, им приходилось курить реквизитный «Беломор», что естественно, сказывалось на их настроении. :)

Много радости доставляли редкие моменты актёрских импровизаций, когда исполнители забывали текст, и несли какую-то забавную чушь. :)

Илья: У меня блог не «жёлтый», если по аналогии с «жёлтыми» газетками. Но всё же спрошу :) Когда я смотрел фильм «Долина прокажённых», не заметил женщин-актёров. А вообще — женщины в коллективе были? И как складывались отношения? Без подробностей конечно, в целом можешь рассказать?

Влад: В повествовании фильма женских персонажей действительно нет. В кадре нет, по-крайней мере. За кадром есть.

Тем не менее, женщин в коллективе было достаточно: художник-постановщик Аня Мартыненко, директор фильма Юля Криштал, гримёр Вера Зимина. Плюс, в команде художника была ещё пара помощниц.

Отношения складывались очень доверительные, продуктивные. Женщины вообще во многом куда более ответственные, чем мужчины. А что ещё важнее — дотошнее! В некоторых кинематографических делах страшно важна дотошность, внимательность. И мне, кажется, у женщин это лучше получается.

Илья: А ещё женщины более выносливы и терпеливы :) Вот я сейчас задаю вопросы, а сам всё думаю, как бы перейти на технические вопросы создания фильма. Ведь мне, как «любителю по созданию видеороликов» хочется выяснить какие-то «супер» секреты мастерства :), а это может растянуться не на одну статью. Можешь дать какой-то самый главный совет, таким же, как я «любителям» — что-то вроде, техника решает все или, важнее всего идея, остальное всё вторично, ну или... не знаю даже? Как снимать интересно, так, чтобы увлечь зрителя своей идеей?

Влад: Хех. Ну с самым главным советом — это ты загнул. Самого главного не существует :)

Но в первую очередь, конечно, решают две вещи — осмысленное желание что-то сказать (а не просто лишь бы снять) и умение резать свой материал, чтобы было не скучно. По крайней мере, такова моя точка зрения.

Илья: Понял. И даже, на данном этапе своего развития в «этом деле», согласен — хотя у нас разные «весовые категории» :)

Если ты заметил, я специально не спрашиваю тебя про смысл/мысль фильма «Долина прокажённых», т.к. хочу, чтобы читатели высказали своё мнение о фильме сами, без подсказки, рассказали свои ощущения. Поэтому... Можешь рассказать про обычный день съёмок кино, распорядок дня, например, утром кофе, съёмка очередного дубля, «настройка» актёров на рабочий лад и т.д. Важен ли тайм-менеджмент здесь или все идёт последовательно, как получится?

Влад: Да каждый съёмочный день разный. Ведь снимаются разные эпизоды, в разное время дня, с разными задачами. Какие-то люди принимают участие в одном съёмочном дне, а в следующем не принимают, и т.д. Поэтому про распорядок — пожалуй, ничего не смогу сказать. Кроме того, что всегда надо подумать о предстоящем дне вечером предыдущего дня.

А вот умение управлять временем имеет колоссальное значение в производстве фильма. Почти определяющее. Потому что каждый съёмочный день стоит денег. И немалых. Если задержался тут, задержался там, то возникают дополнительные съёмочные смены — а значит, кто-то потеряет ощутимую сумму денег. Поэтому чтобы не «кидать» людей, которые финансируют твою картину, лучше тщательно следить за распорядком.

Хотя, в принципе, небольшое отставание по графику в течение дня — это нормальное явление.

Илья: Да уж... Я как-то всё время забываю, что «кино» — это не только творчество, а ещё и деньги, без которых работать невозможно. Перед тем, как завершить разговор, хочу узнать. Ты снимаешь сейчас новый фильм? Как продвигаются дела?

Влад: Это творчество, деньги и огромное количество технических вопросов.

До съёмок пока ещё дело не дошло, но уже год я нахожусь в подготовке к картине «Следующий вечер». Надеюсь, что съёмки начнутся в сентябре. Это будет фантастический детектив с элементами социальной сатиры. Дела продвигаются результативно, но не с тем темпом, с которым я хотел бы их видеть. Тем не менее, всё вполне спокойно, и я смотрю в будущее оптимистично.

Илья: Спасибо большое Влад, за то, что уделил читателям моего блога время. Со своей стороны хочу пожелать тебе творческих успехов и поменьше проблем.

Влад: Спасибо тебе за интересную беседу. Читателям блога посоветую смотреть хорошее кино и не терять веру в отечественный кинематограф!

P.S. Ещё раз напомню — статья от 2013 года. Мой старый сайт (блог) закрываю и потому часть статей переношу на этот канал. Комментарии к таким «стареньким» статья отключаю — т .к. в своё время всё было «откомментировано» по самое не балуй! Спасибо за понимание :)