Отопление деревенского дома или «преступный сговор» энергетиков и погоды

Статья от 22 февраля 2012 года

Статья сегодня будет про отопление моего деревенского дома с использованием дизельного котла. Кстати, дамам можно не читать — не думаю, что будет интересно читать про железки, проводочки. И еще один момент — речь про деревенский дом моего отца, я же до 2011 года спокойно жил в Питере, в нормальной квартире и как все устроено в доме отца — не вникал. А потом спрашивать было бесполезно — отца парализовало, а я доходил до всех тонкостей своим ходом.

Отопление дома — дизельный котел

Вы верите в суеверия? Лично я нет. В ночь на 13 февраля 2012 года случилось у меня небольшое ЧП с отоплением. Именно в эту ночь я лег спать чуть раньше обычного, в 3 часа ночи и встал чуть позже обычного в 8 утра. И надо же так случиться, что именно с 3 часов ночи наша славная энергетика отключила свет и в это же время резко опустилась температура на улице до -39 градусов мороза.

В результате «преступного сговора» погоды и энергетиков, у меня в котельной и частично в доме, под полом — промерзли трубы... напрочь промерзли... Льдом сорвало с резьбы одно из соединений и вода не вытекла благодаря тому же морозу — сплошной лед в трубах.

Сам котел дизельный не пострадал, как работал, так и работает. Топливо дизельное (зимнее) тоже не замерзло. Фото котла можно увидеть на фото ниже, отапливает дом площадью 140 кв. метров. На фото стрелкой указано место выхода трубы подачи топлива, сам бак стоит на улице, фото чуть ниже.

Бак стоит на улице. Объемом 2700 литров, Сливной кран справа и трубы от него уходят в землю и выходят уже в котельной. Выходной кран сейчас под снегом, специально закапываю, чтобы не сильно промерзало. Сам бак установлен выше котла и выхода трубы, получается — самотек. А далее, котел уже сам берет столько, сколько нужно топлива.

Я скорее всего буду отказываться от дизельной системы отопления. Дорого — литр дизеля стоит 27р. 60к., расход топлива, приблизительно 18-20 литров в день — в итоге, стоимость отопления одного дня получается больше 500 руб./день — ни в какие ворота.

На фото бака можно увидеть канистры, это я как раз привез очередные 100 литров. Когда нужно ехать в поселок (в магазин, по делам) всегда беру с собой 5 канистр.

Перейдем к проблемному стояку в котельной. Котельная — это конечно же громко сказано :), так, подсобное помещение, не утепленное, холодное — т.к. сам котел тепла не дает, приходится включать обогреватели в холода, соответственно, зависимость от света.

На фото, ниже, закопченная стена не от пожара — пришлось в последний раз отогревать паяльной лампой, отсюда и копоть. Хотя толку этот отогрев не дал, стояк-то отогрел, а вот те трубы, что уходят в дом, под пол — доступа к ним нет и видимо там где-то встала пробка, которая не давала циркулировать воде по системе.

Расширительный бак, циркулярный насос, краны, трубы — все замерзло 13 числа. Хорошо, что хоть насос и бачок также и работают без проблем. Сам насос подключен к котлу, котел к сети. Панель управления котлом вмонтирована у меня на кухне — можно управлять температурой, циркуляцией и прочие какие-то функции (не вникал еще). Но опять таки, если нет света — система стоит (правда есть бензогенератор на 2.2 кВт — но здесь надо вовремя включать его, что не всегда получается, как например, в моем последнем случае)

Красной стрелкой на фото внизу указано место небольшой разгерметизации — на данный момент там присутствует небольшая течь. Зеленой стрелкой указано место, где сорвало с резьбы и трубы были друг от друга на расстоянии в толщину большого пальца. Жаль конечно, что я не сфотографировал все это дело до ремонта — честно, не до фотографий было. Я конечно вернул все на место — но менять это соединение все же придется, по капле, но выдавливается вода оттуда.

Каким чудом насос и краны остались целыми и неповрежденными — я не знаю, наверно все внутреннее давление льда ушло в разрыв труб.

В целях экономии топлива, отец в свое время установил электрокотел — ночью свет дешевле, поэтому работал электрокотел, днем дизельный котел. Но экономия на самом деле копеечная — электрокотел мощностью 9 кВт, трехфазный, "жрет" электричества как на убой. Через два дня после обморозки выяснилось, что электрокотел все же лопнул. Сейчас в день через него вытекает около ведра воды. Придется менять или вообще убирать.

В чем же плюсы дизельного отопления:
На мой взгляд, плюс только один — чисто, нет нужды постоянной возни, включил и забыл. Хорошая автоматика — сам включается/выключается, по идее даже можно запрограммировать на определенный цикл: включение, прогрев, выключение. Что удобно на случай, когда уезжаешь куда-нибудь на неделю/другую.

Минусов гораздо больше: это и дороговизна, 10 лет назад дизель стоил копейки и даже была возможность тонну/две получить на халяву. Потом, требуется более квалифицированное обслуживание — те же форсунки менять, фильтры, автоматика — с нахрапу и с одним молоточком не справиться. Также с экологией проблемы — не дай бог где-нибудь протечет. Перебои с наличием топлива на заправке — в конце декабря и начале января, например, топливо не завезли, хорошо у меня запас был, так бы пришлось куковать.

В итоге, я сейчас в раздумьях — отказаться от дизеля и установить дровяной котел? Да, с дровами возни больше — чаще надо будет отвлекаться на закладку дров в котел, но с другой стороны, сейчас в продаже котлы есть, в которые можно закладывать дрова с запасом, т.е. заложил дрова и 8-10-12 часов, сутки можно не беспокоится. Заготовка дров — нужно здоровье, а самих дров здесь навалом — закажешь, привезут любые, за деньги можно нанять мужичков — наколют дровишек. И по цене дешевле в разы будет выходить отопление.

P.S. Когда сегодня пересматривал статью — пожалел, что в том году (2012) так и не решился поставить дровяной котёл.

Этой зимой (в феврале 2019 года) всё-таки отказался от старого дизельного котла и поставил дровяной. По расходам: 30 тыс. р. ушло на металл и столько же отдал за работу сварщику, плюс работы по системе отопления и по трубе, но это другой вопрос.

Энергонезависимый — нет электричества, а вода всё равно циркулирует в системе, а есть свет — циркулярный насос включается. Уже проверен в морозы. Но полную проверку котёл пройдет следующей зимой. Дрова длиной до 80 сантиметров можно загружать. Но это уже совсем другая статья будет.