Паруса Крузенштерна, или адмирал первой русской кругосветки

254 full reads
700 story viewsUnique page visitors
254 read the story to the endThat's 36% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
Под северным солнцем неверным,
Под южных небес синевой -
Всегда паруса "Крузенштерна"
Шумят над моей головой.

Три дня назад, 19 ноября 2020 года исполнилось 250 лет со дня рождения великого мореплавателя - Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Его имя по праву стало символом романтики дальних странствий для многих поколений.

Иван Фёдорович Крузенштерн
Иван Фёдорович Крузенштерн
Иван Фёдорович Крузенштерн

Если спросить, кого из русских мореплавателей вы знаете, наверняка его назовут одним из первых. Не самую последнюю роль в этой известности среди молодого поколения сыграла и песня Александра Городницкого - не только автора и исполнителя песен, но и ученого-океанолога, доктора геолого-минералогических наук. Хотя написана им эта песня была много лет назад, во время рейса на «Крузенштерне» в 1963 году, она до сих пор считается неформальным гимном барка.

Но вернемся к истории самого адмирала Крузенштерна.

На самом деле его звали не Иван, а Адам Иоганн ( на немецком - Adam Johann von Krusenstiern), Адам Иоганн был сыном судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна, происходившего обрусевших остзейских дворян, и Христины Фредерики, урожденной фон Толь.

Родился будущий адмирал в родовом имении Хагудис недалеко от эстонского города Рапла. До 12 лет юный Адам Иоганн учился в церковной школе в Ревеле (сейчас Таллинн) , а после поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте (директором которого он потом будет назначен).

Старый Таллинн (Ревель)
Старый Таллинн (Ревель)
Старый Таллинн (Ревель)

Там он и стал Иваном Фёдоровичем (есть версия, что отчество он позаимствовал у закадычного друга — Ивана Федоровича Лисянского, с которым они в будущем совершат кругосветное плавание, хотя может быть это был русифицированный вариант второго имени отца Крузенштерна, не знаю). И русский язык будущий адмирал тоже выучил в Кронштадте.

Здание Морского кадетского корпуса в  Кронштадте
Здание Морского кадетского корпуса в Кронштадте
Здание Морского кадетского корпуса в Кронштадте

Учиться, правда, ему пришлось не долго - в 1788 года началась уже которая по счету война со шведами, и 18-летний мичман сразу принял боевое крещение. В Русско-шведскую войну 1788-1790 гг. Иван Федорович служил на 74-пушечном корабле «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский, планировавший возглавить Первую русскую кругосветную экспедицию, задуманную еще Екатериной II.

Будущий адмирал принял участие в знаменитом Гогландском сражении. .

Гогландское сражение 1788 года. Картина Жана-Луи-Депре
Гогландское сражение 1788 года. Картина Жана-Луи-Депре
Гогландское сражение 1788 года. Картина Жана-Луи-Депре

В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а через два года, в 1790 году в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.

В 1793 году, уже будучи лейтенантом, Крузенштерн в числе 12 лучших молодых флотских офицеров был отправлен на стажировку в Англию. В английском королевском флоте шесть лет набирался опыта у лучших моряков мира. За эти годы он успел побывать в Северной Америке, Индии, Китае, познакомиться со многими выдающимися людьми.

Есть такая легенда, что при обороне форта Святого Лаврентия его корабль потерпел крушение и по предложению самого Джорджа Вашингтона Крузенштерн некоторое время служил на американском флоте. Правда это или выдумка, не скажу, но самое главное – Крузенштерн смог
выяснить караванные пути, которые помогли бы России развивать торговлю с Востоком.

В 1799 году в Россию вернулся опытный капитан, который сразу предложил императору провести исследовательскую кругосветную экспедицию. Павла I проект не заинтересовал, а вот его сын Александр I через три года принял решение о реализации плана кругосветного путешествия.

Александр I
Александр I
Александр I

Крузенштерн на деле хотел доказать, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю намного быстрее и дешевле, чем по суше через Сибирь. Конечно, Крузенштерн был мореплавателем, и его не очень интересовала прибыль, но нужна была финансовая поддержка для осуществления мечты – кругосветного путешествия. Такую поддержку и оказала ему Российско-Американская компания. Воплощению в жизнь этих планов помогло и то, что новый император Александр I стал пайщиком этой компании.

«Надежда» и «Нева» - так назывались корабли из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.

Маршрут кораблей "Надежда" и "Нева". В Тихом океане показан только маршрут "Надежды", "Нева" проплыла гораздо южнее.
Маршрут кораблей "Надежда" и "Нева". В Тихом океане показан только маршрут "Надежды", "Нева" проплыла гораздо южнее.
Маршрут кораблей "Надежда" и "Нева". В Тихом океане показан только маршрут "Надежды", "Нева" проплыла гораздо южнее.

Надеждой командовал сам Крузенштерн, Невой - капитан-лейтенантом Лисянский, с которым Иван Федорович дружил еще со времен учебы в Морском корпусе и стажировки в Англии.

Крузенштерн и Лиснянский
Крузенштерн и Лиснянский
Крузенштерн и Лиснянский

Плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия из Кронштадта. Путь пролегал через Атлантический океан и 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники экспедиции обратили особенное внимание на Камчатку, Сахалин и Курильские острова. 19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.

(О трениях во время экспедиции между Крузентерном и Федором Толстым, которого пришлось высадить на Камчатке, а также Николаем Резановым, еще раз писать не буду - это уже неоднократно обсуждалось. Скажу лучше, что никто из жителей открытых в той экспедиции земель не был ущемлен в своих права, а на кораблях, которыми командовал И.Ф. Крузенштерн, не допускались физические наказания).

Во время плавания русские моряки впервые пересекли экватор. Как гласит легенда, отпраздновали это событие, согласно традиции, с участием Нептуна. Матрос, изображавший повелителя морей, спросил у Крузенштерна, для чего он прибыл сюда со своими кораблями, ведь ранее российский флаг в этих местах не видели. На что Крузенштерн ответил: «Для славы науки и отечества нашего!»

Действительно, во время экспедиции наукам уделялось немало внимания.

  • Впервые в истории были проведены профессиональные метеорологические исследования, сохранившие свое научное значение и в наши дни.
  • Во время всего плавания проводились изучения течений, их направление и сила.
  • Кроме географических исследований, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

В итоге все основные задачи кругосветной экспедиции были выполнены.

Император Александр I наградил Крузенштерна и его подчиненных. Все офицеры получили следующие чины, командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб., лейтенанты по 1000, а мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона. Нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей. По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия.

Медаль для участников кругосветного плавания
Медаль для участников кругосветного плавания
Медаль для участников кругосветного плавания

Вернувшись, Крузенштерн получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» и приступил к подробному описанию плавания, систематизировал результаты исследований и наблюдений.

Подробно первой русской кругосветке написано очень много, например , здесь, наверное, нет смысла повторяться.

Или можно посмотреть документальный фильм об истории первого русского кругосветного плавания:

Мировую известность Крузенштерн получил благодаря исследовательской деятельности, которой занимался более 40 лет. Среди выдающихся работ — «Атлас Южного моря» и «Дополнения» к нему.

«Атлас Южного моря»
«Атлас Южного моря»
«Атлас Южного моря»

В 1811 году Крузенштерн был назначен на пост инспектора классов Морского кадетского корпуса. Большую помощь Иван Фёдорович оказал в подготовке последующих кругосветных путешествий - экспедициями О.Е. Коцебу в 1815-1818 году, Беллинсгаузена – Лазарева (1819-1821) и Станюковича – Литке (1826-1829).

В 1827 году Иван Фёдорович стал директором Морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета. Благодаря Ивану Фёдоровичу в структуре Морского кадетского корпуса появились офицерские классы, положившие начало Военно-морской Академии. Музеем Морской кадетский корпус тоже обязан Крузенштерну.

Незадолго до смерти прославленный адмирал стал одним из основателей Императорского Русского географического общества (1845 год).

Умер Иван Крузенштерн 24 августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет, и похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Но дело его продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлови - оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.

Память о великом мореплавателе хранят географические карты - его именем названы пролив в северной части Курильских островов, проход между о.Цусима и о-вами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле. А еще его имя носит барк «Крузенштерн» - учебное парусное судно, о котором уже шла речь.

Барк «Крузенштерн» под парусами
Барк «Крузенштерн» под парусами
Барк «Крузенштерн» под парусами

А еще есть ледокол «Иван Крузенштерн», и самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A320 c номером VP-BKC. тоже носящий имя Крузенштерна..

В Санкт-Петербурге есть памятник знаменитому адмиралу. Он пользуется большой любовью у курсантов Морского корпуса, напротив здания которого он стоит - и не даром, будучи его директором, он заботился о вверенных ему людях, как раньше заботился о членах своего экипажа.

Памятник Ивану  Крузенштерну  в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта.
Памятник Ивану Крузенштерну в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта.
Памятник Ивану Крузенштерну в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта.

Наверное, авторы монумента, скульптор И.Н.Шредер и архитектор И.А.Монигетти, о такой популярности и не мечтали. Например, что накануне выпуска будущие моряки надевают бронзовому Ивану Федоровичу тельняшку, потому что только тогда им открыт путь в море (совсем как на М.В. Ломоносова футболку с символом физфака МГУ - прим. моё).

Честь и слава великому мореплавателю!

С уважением, @maksina

При подготовки использовались материалы ГИМ и портала история.рф

PS. В качестве бонуса тем кто дочитал до конца, не могу не привести еще одну байку, связанную с Крузенштерном. Известно, что Иван Федорович любил собак. В экспедициях его сопровождал спаниель, который стал любимцем команды. У моряков даже появился ритуал: почесать за ухом у спаниеля, чтобы плавание прошло удачно. Ходили слухи, что дикари, никогда не видевшиеся животных с такими длинными ушами, в ужасе разбегались.