По родному городу: Дубна (ч. 1)

Закат на Московском море. Фотография из личного архива
Закат на Московском море. Фотография из личного архива

Когда нет возможности отправиться далеко в путешествие, мы с дочкой с удовольствием изучаем уголки родного города. Ведь прогулку с ребенком даже по знакомым местам можно (при наличии фантазии и некоторых знаний) превратить в маленькое приключение ))) Немного расскажу подписчикам о нашей подмосковной Дубне (произносите правильно – с ударением на последний слог).

Как добраться

Дубна находится на границе Московской и Тверской областей, в 121 км от российской столицы.

В небольшом городе (75 тыс. жителей) – две железнодорожных станции: «Дубна» (конечная) и «Большая Волга». Электропоезда связывают город с Савеловским вокзалом г. Москвы (на электричке путь занимает около 2 ч. 40 мин., на экспрессе – на полчаса меньше, но их только 2 в сутки).

На автомобиле и междугородних автобусах можно добраться по автодороге А104 (Дубна – ее конечная точка).

Паромная переправа через канал им. Москвы. Фотография из личного архива
Паромная переправа через канал им. Москвы. Фотография из личного архива

В Тверскую область автотранспортом можно попасть через г. Кимры или переправившись на пароме через канал им. Москвы (за ним – территория Конаковского района Тверской области). Ранее были и рейсы прямого автобуса до Твери, потом отменили (нерентабельно…). Паром – развлечение для малышей, но вот взрослым доставляет неприятности: когда по каналу идут баржи и теплоходы, движение останавливается, можно и на автобус опоздать, и в очереди на переправу часами стоять.

До середины 1980-x гг. также было налажено регулярное речное сообщение с Тверью и другими городами на Волге (ходили «Метеоры»), жаль, что сейчас речной пассажирский транспорт сошел на нет. Однако несколько лет назад к восстановленной пристани стали подходить туристические теплоходы (для пассажиров речных круизов организованы экскурсии по городу).

Набережная реки Волги и пристань. Фотография из личного архива
Набережная реки Волги и пристань. Фотография из личного архива

«Вода, вода, кругом – вода…»

Дубна и правда со всех сторон окружена водой. Город расположен на реке Волге, ограничен речками Сестрой и Дубной, каналом им. Москвы и Иваньковским водохранилищем (в обиходе – «Московское море»). Есть и другие водоемы (Лебяжье озеро, озеро у ТРЦ «Маяк»).

Водоемы повсюду. Фотография из личного архива
Водоемы повсюду. Фотография из личного архива

Сегодня лево- и правобережную части города соединяет плотина Иваньковской ГЭС (с тоннелем) и открытый в конце 2018 г. новый четырехполосный автомобильный мост. Плотина строилась в 1930-е гг. для нужд еще гужевого транспорта, современные автомобильные нагрузки для нее были слишком высоки. Поэтому жители города долго ждали мост.

Новый мост через Волгу. Фотография В. Евстратова
Новый мост через Волгу. Фотография В. Евстратова

Наличие крупных водоемов, болот, речек вокруг Дубны оказывает значительное влияние на климат города. Мне лично по влажности и температурному режиму Санкт-Петербург напоминает )) Зато летом – много мест для купания, люди охотно ездят отдыхать на острова в Московском море. Развита рыбалка (и зимняя, и летняя). В лесах – грибы и ягоды. В плане отдыха на природе Дубна – жемчужина Подмосковья!

То, что в Дубне снимались известные фильмы, запечатлено даже в граффити на стенах ) Фотография из личного архива
То, что в Дубне снимались известные фильмы, запечатлено даже в граффити на стенах ) Фотография из личного архива

Живописный дубненский край привлекает кинематографистов. Здесь проходили съемки таких фильмов как: «Волга-Волга» (1938 г.), «Девять дней одного года» (1961 г.), «Крестоносец» (1995 г.), ряда популярных сериалов – «Бригада» (2002 г., помню, как в массовку набирали горожан на съемки, многие знакомы «засветились» в ряде серий), «Next» (2001 г.), «Громовы» (2003 г.), «Безопасность» (2014 г.) и другие.

Из истории города

Свою историю как город Дубна отсчитывает только с 1956 года. Однако первые упоминания о поселении на данном месте встречаются еще в новгородской летописи 1134 г. Территория была приграничной для владимиро-суздальских и новгородских земель, в связи с чем нередко подвергалась набегам. Так, в 1216 г. посад был сожжен новгородцами, а в 1238 г. –. пострадал во время нашествия татаро-монголов.

Памятный камень в Ратмино. Фотография с сайта фонда "Наследие"
Памятный камень в Ратмино. Фотография с сайта фонда "Наследие"

К концу XIV в. в Дубненском устье в составе удельного княжества Кашинского возникли село Городище и деревня Ратмино. В XVIII в. Эти земли перешли во владение семьи Татищевых, а впоследствии – князей Вяземских. Деревни, позже вошедшие в состав города, упоминаются тоже издревле: Иваньково – с XVIII в., Подберезье – с XV в., Юркино – с XVI в., Александровка и Козлаки – с сер. XIX в. Основные занятия жителей – земледелие, сапожное ремесло, бортничество и рыболовство. Долгое время все эти территории входили в состав Тверской губернии.

Коренные перемены в местной жизни произошли в 1930-е гг.: началось строительство Иваньковской гидроэлектростанции (первой на Волге!) и канала имени Москвы. Несколько окрестных деревень попали в зону затопления, жители были переселены. Со временем на двух берегах Волги выросли рабочие поселки: на правом берегу – Большая Волга, а на левом – Иваньково.

Плотина Иваньковской ГЭС в конце 1930-х гг. Фотография с сайта russianphoto.ru
Плотина Иваньковской ГЭС в конце 1930-х гг. Фотография с сайта russianphoto.ru

В военные годы поселки находились в прифронтовой полосе, здесь располагались госпиталь, военные курсы, отдельные воинские части. Враг был остановлен в 20 км отсюда.

Развитие левобережной части неразрывно связано с авиационным заводом № 30 (поэтому за районом закрепилось название «тридцатка»), где изготавливали гидросамолеты. После окончания Великой Отечественной войны на завод прибыли около 500 немецких специалистов (с заводов «Юнкерс» и «Зибель»), трудившихся в конструкторских бюро до 1953 г.

Правобережная часть стала развиваться как «поселок физиков» с 1947 г.: здесь началась подготовка к строительству синхроциклотрона, организована секретная Гидротехническая лаборатория, а с 1956 г. организован ОИЯИ – Объединенный институт ядерных исследований. Именно правобережная Дубна 24.07.1956 г. сначала получила статус города (в том же году город передан из Калининской (ныне – Тверской) области в состав Московской области). Кстати, первые годы город именовали Дубно, а с 1958 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР официальным стало название «Дубна». Окончательно «соединились берега» 13 декабря 1960 г.: города Дубна и Иваньково были объединены в один город – Дубна.

В 2001 г. Дубне присвоен статус наукограда. В 2005 г. здесь создана особая экономическая зона (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, привлекающая компании-резиденты облегченным налоговым режимом и другими льготами. Основные направления ОЭЗ – ядерная физика (оно и понятно!), современные нанотехнологии, медицинская сфера, информационные технологии.

Дубна - город науки. Фотография из личного архива
Дубна - город науки. Фотография из личного архива

Немного про ОИЯИ

Кто не знает, ОИЯИ – международная организация, известный научный центр, объединивший усилия многих стран в теоретических и экспериментальных исследованиях в различных областях физики. Членами ОИЯИ сегодня являются 18 государств, еще с несколькими заключены соглашения о сотрудничестве. Для Дубны это основное градообразующее предприятие. Многие улицы в городе названы именами выдающихся ученых, которые трудились в ОИЯИ в разное время: Д.И. Блохинцев, Н.Н. Боголюбов, В.И. Векслер, В.П. Джелепов, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др. В стенах ОИЯИ совершено более 40 открытий в области ядерной физики, в т.ч. синтезированы новые сверхтяжелые элементы. А 105-му элементу Периодической системы Д.И. Менделеева присвоено название «дубний» – так увековечен вклад ученых Дубны в развитие науки.

Во второй части статьи рассажу о том, что интересного можно посмотреть в нашей маленькой Дубне.

Понравилась статья? Подписывайтесь и делитесь публикацией с друзьями – вам несложно, а нам приятно ))