Наши дети разучились играть... Почему?

Нет ни одного человека, кто бы не проводил в детстве свой досуг во дворе. Мы с ностальгией вспоминаем такие игры, как «прятки», «классики», «в резинку» и т .д. Если мы посмотрим на современных детей, то заметим, что они ведут себя по-другому.

Замечали ли Вы, что в последнее время куда-то исчезли дворовые игры?. Я молчу про «в дочки-матери» и «в дома», «в больницу». Что же случилось? Мы зациклились на раннем развитии детей настолько, что не даем детям насладиться детством. Особенно это касается детских дошкольных учреждений.

Мы взяли под контроль абсолютно все и нет ни личного пространства, ни личного времени, ребёнок не может проявить себя, оставшись без привычной опеки даже на полчаса. А как только малыш становится подростком, то он сталкивается лицом к лицу с проблемой «куда себя деть?».

Как психолог могу сказать, что главной деятельностью дошкольника должна быть игра. Она развивает воображение, произвольность, а навыки общения формируются и развиваются именно в игре. Но в наших детских садах нет ни времени, ни пространства для игры. Все время и большая часть пространства в группе отведены для занятий. А как результат – дети не умеют играть.

Наверняка, это звучит странно: «дети не умеют играть». Но игра — вещь не простая. Она включает в себя сюжет, роль, игровое действие. Ребенку нужно представить себя в воображаемой ситуации, создать пространство игры, договориться о ролях, правилах и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками. Это очень сложная деятельность, включающая и интеллектуальные, и эмоциональные ресурсы ребенка. И эта свободная самостоятельная активность приносит детям огромное удовольствие.
Игра у наших дошкольников находится на самом примитивном уровне. Например, пяти-шестилетние дети играют так же, как трехлетние: возят машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их. Так играют малыши двух-трех лет. Развернутой игровой деятельности у старших дошкольников в детских садах нет.

Многие родители и воспитатели считают, что современные дети не должны играть так, как играли они сами. Ведь сейчас век компьютерных технологий! Ребенок должен быть развит и готов к школе, а игры – пустое время препровождение. К сожалению, это глубокое заблуждение! Никакие компьютерные технологии не заменят ребенку его собственной активности. Прелесть игры в том, что дети сами творят окружающий мир.

Казалось бы, в виртуальной игре они тоже активны. Но это другая активность, где мир изначально запрограммирован. В реальной игре дети сами создают свой мир и проигрывают то, что эмоционально переживают именно в данный момент, развивают важнейшие личностные качества и способности. Лишая детей настоящей игры, мы лишаем их самого главного источника жизненно важных сил и возможности выражать себя.

Если мы рассмотрим условия детского сада, то заметим, что воспитатель строго выполняет программу, где каждая минута рассчитана. У детей не остается свободного времени. Кажется, что взрослые боятся детской самостоятельности. В результате для свободной игры у детей не остается ни сил, ни времени. Они лишены инициативы, возможности выбора, собственной активности, что, конечно же, тормозит их развитие. Конечно, сложно изменить установленную систему детского сада, но в наших силах дать детям свободу для творчества хотя бы дома. Учите своих детей играть!

Так, в дошкольных заведениях Германии, Англии или Норвегии время свободной игры составляет от 3 до 5 часов в день. При этом европейские дошкольники имеют право сами выбирать себе партнеров, место и время для игры. А воспитатели не обязаны планировать каждый час своего времени и постоянно отчитываться перед начальством. Они знают, когда нужно поддержать игру, а когда отстраниться. В этом и заключается искусство дошкольной педагогики. Педагог должен работать для детей, а не для реализации программы!

Почему же так важны игры? Не играющие дети растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило, не разборчивы в общении, лишены самостоятельности и безвольны. И многие подростковые проблемы — из детства, лишенного игры. Это полное отчаяние от того, что некуда себя деть, ощущение внутренней пустоты, которую нечем заполнить...