От письма к чтению или наоборот? Разные методики обучения детей

17 August
От письма к чтению или наоборот? Разные методики обучения детей

https://mampap.world/blogs/entry/258-от-письма-к-чтению-или-наоборот-разные-методики-обучения-детей/

Чем старше становится ребенок, тем больше родителей начинают волновать вопросы, связанные с обучением: чтение, письмо, счет. Как быстрее, лучше, качественнее и интереснее для ребенка? Тем более, что современная педагогика предлагает различные, иногда даже диаметрально противоположные, подходы к обучению.

Сегодня поговорим о двух таких способах обучения чтению и письму. Один направлен на то, чтобы сначала научить ребенка читать, а затем писать, а другой наоборот.

Вот тот, который наоборот – от письма к чтению – придумала знаменитая Мария Монтессори. По этой программе ребенка начинают учить писать с четырех лет. Сначала малыши штрихуют, обводят и закрашивают рамочки, проводят линии, ощупывают буквы, из разных материалов и различных текстур, составляют из них слова, а затем уже пишут первую букву. Монтессори объясняла успех своего метода тем, что письмо, в отличие от чтения, деятельность предметная. Написал ребенок букву, слово и видит результат своей работы. Вот он на бумаге – потрогать можно. К тому же во время письма развивается моторная память. Для Монтессори вообще осязание возведено в самый главный развивающий принцип. Вспомните ее игры с крупами и мелкими предметами для малышей.

Впрочем, у метода Монтессори есть один минус, который подметила педагог Мария Аромштам в одной из своих статей. Монтессори не учла того, что для маленького ребенка письмо сродни рисованию. А рисование – это результат фантазии, воображения. Детский рисунок – не просто закорючки и линии - это послание, рассказ, история. В методике Марии Монтессори, передовой по тем временам, не было места ни рисованию, ни сказкам, ни воображению. Она ориентирована на предметность, реальность, практицизм. И это не отменяет того, что многие дети успешно учатся читать и писать благодаря программам Монтессори. 

Принцип «от чтения к письму» считается традиционным. Так обучают детей в обычных детских садиках. Основывается он на фонетике, т.е. сначала малыш учится произносить звуки, а только потом учит буквы как образ звука на письме. Для этой методики не нужно много специального дидактического материала. В ней достаточно игр и упражнений, которые сделают занятия интересными и увлекательными.

Обращаясь к традиционной методике, важно проговаривать именно звуки, а не буквы. Чтобы малыш не читал потом «эм-а-эм-а», вместо «м-а-м-а» и не увлекаться пособиями, где за конкретной буквой закреплена конкретная картинка. Впоследствии ребенку бывает сложно отделить одно от другого.

Специалисты советуют, если ваш малыш ходит в обычный садик, не стоит водить его на программы в центры Монтессори. Иначе в голове у крохи будет настоящая путаница. Обилие противоречивой информации не поможет малышу быстрее читать или писать, а только навредит.

По большому счету, выбор методики обучения зависит только от предпочтений родителей и от индивидуальных особенностей ребенка. Кому что ближе. Главное, чтобы обучение проходило в игровой форме, чтобы ребенку было интересно и увлекательно.