По Венеции с музыкой!

Я не преследую цель перечислить все известные достопримечательности Венеции, они многократно перечислены и без меня. Нет, задача у меня другая: понять самой и донести до вас, друзья, характер и душу этого города, которые бесконечно меня волнуют...

Итак, я уже писала о такой знаменитой традиции, как венецианский карнавал. И очень кратко писала о различных искусствах, которые в эпоху барокко окружили Венецию блистательным ореолом культурной столицы. Не писала только о музыке, это я оставила на закусочку, поскольку музыкальные традиции Светлейшей - это тема не одной статьи!

Музыка всегда и всюду

Музыка Венеции 17-18 веков - это настоящий феномен в искусстве, да и вообще в страноведении. Не только из-за совершенства самих музыкальных шедевров, а ещё из-за той роли, какую она играла в венецианском обществе.

Можно смело утверждать, что музыка играла не меньшую роль в общественной жизни республики, чем религия и политика. А также не слишком преувеличенной будет заявка о том, что именно достижения в музыкальном искусстве привлекали в Венецию многочисленных путешественников из Европы.

В Венеции музыка звучала везде. Строгие церковные обряды и праздники не обходились без неё никогда, более того: как я уже писала, до расцвета барокко именно Церковь была и заказчиком, и основным потребителем на музыкальной "кухне". Театры, палаццо аристократов, благотворительные заведения - это всё можно назвать концертными площадками Венеции.

Но изумление у всех приезжих (и даже тех, кто к музыке не питал никакой особой привязанности!) вызывал такой факт: непостижимый всенародный энтузиазм в отношении этого искусства. Каждый венецианец любил музыку инстинктивно и безотчётно, как любят смотреть на красивые пейзажи, например.

Баркарола

Расположение на островах в Лагуне, перемещение на лодках - всё это сделало Венецию городом совершенно особенным. Эта особенность повлияла и на музыкальные вкусы. Ещё в 15 веке весьма уважаемый гражданин республики, принадлежащий к одному из старейших семейств Венеции Леонардо Джустиниан, ввел в моду народные песенные мотивы.

Эта мода мало сказать - продержалась несколько веков. Продолжительные изысканные напевы полюбились венецианским гондольерам, и они своим пением приводили в восторг всех приезжих "туристов"! Жан-Жак Руссо, посетив Венецию и услышав, как поют гондольеры, заявил – оказывается, раньше он просто никогда не слышал настоящего пения.

Тогда можно было услышать, как эти народные виртуозы перекликаются октавами из одной гондолы в другую, как сразу несколько человек одновременно участвуют в этом импровизированном хоре. Слушателями были и пассажиры, проплывающие по каналу, и жильцы домов, стоящие у открытых окон. Можно только вообразить и восхититься романтической атмосферой таких ежедневных "некоммерческих" концертов!

Этот песенный жанр получил название "баркарола" (от итальянского "барка", лодка) и остался популярным вплоть до наших дней. Правда, смею предположить, популярность эта уже совсем иного рода. Вряд ли гондольеры Венеции и сейчас столь самозабвенно и бесплатно отдаются этому занятию.

Но баркаролы послужили источником вдохновения для профессиональных композиторов, в том числе и таких знаменитых как Мендельсон, Шопен, Чайковский, Шуберт. Лично я обожаю баркаролу из оперы Оффенбаха "Сказки Гофмана", предлагаю и вам послушать и насладиться.