В Хазарском каганате говорили по-тюркски, а писали по-русски. "Русские письмена" в VIII веке

24 November 2020
8,4k full reads
4 min.
11k story viewsUnique page visitors
8,4k read the story to the endThat's 72% of the total page views
4 minutes — average reading time

Обычно, когда мы вспоминаем о Хазарии, то в нашей памяти всплывает принадлежащая Александру Сергеевичу "Песнь о Вещем Олеге". Однако слова нашего великого поэта о "неразумных хазарах" относятся к позднему периоду хазарской истории, когда каганат превратился в агрессивное государство, угрожающее своим соседям.

В ранний период становления и развития Хазарский каганат был страной, в границах которой неплохо уживались различные народы: хазары, болгары, славяне, аланы, греки, готы, угро-финны и многие другие. Все эти народы, находясь под властью каганата, долгое время сохраняли свои обычаи, религии, вождей и внутреннее самоуправление. Можно сказать, что в первые века своего существования Хазарский каганат объединял и гармонизировал занимаемую территорию и защищал живущие западнее народы от вторжения кочевников с востока. Под хазарским управлением вновь возродились построенные еще греками города Северного Причерноморья - Керчь, Фанагория, Томатарха, через которые каганат поддерживал отношения с Византией.

Хазарский каганат и населяющие его народы. Карта из открытых источников
Хазарский каганат и населяющие его народы. Карта из открытых источников
Хазарский каганат и населяющие его народы. Карта из открытых источников

Хотя хазарский язык и принадлежал, судя по всему, к тюркским, но в вопросе об этническом происхождении хазар специалисты так и не пришли к окончательному выводу. Это действительно трудно сделать в такой полиэтнической стране, какой был в то время Хазарский каганат. Но, несмотря на всё это этническое многообразие, вскоре в каганате сложилась единая культура, получившая у историков название салтово-маяцкой. Известнейший специалист по хазарской истории профессор С.А. Плетнева писала в своей монографии "Хазары", что эта культура выражалась в общности архитектуры, предметов быта, вооружения, украшений. Салтово-маяцкая культура была распространена на всей огромной территории каганата и прилегающих областей от среднего Приднепровья до Каспийского моря и от впадения Камы в Волгу до Кавказских гор и носила не этнический, а государственный характер.

Распространение салтово-маяцкой культуры. Карта из открытых источников
Распространение салтово-маяцкой культуры. Карта из открытых источников
Распространение салтово-маяцкой культуры. Карта из открытых источников

Доктор исторических наук профессор А.Г. Кузьмин считал, что салтово-маяцкая культура берет свое начало от аланского этноса, который этот историк идентифицировал с черноморской русью исходя из антропологических и археологических данных. Такую гипотезу он высказал в своем труде "Проблема происхождения славян".

К середине VIII века в каганате сложился единый государственный язык и единая письменность. В связи с этим Кузьмин в другой своей работе - "Начало Руси" - приводит сообщение персидского историка XIII века Фахр ад-дин Мубарак-шаха (по современной версии - Фахр-и Мудаббира) о хазарской письменности. Персидский автор сообщает, что "у хазар есть такое письмо, которое происходит от русского...". Сам Кузьмин, комментируя это персидское сообщение, отмечает, что упомянутое письмо не относится ни к славняскому, ни к греческому, ни к иудейскому. Зато указывает на параллели между сообщением перса и эпизодом из жизни Константина Философа, которого мы все знаем как святого Кирилла, создавшего слаянскую письменность. Как известно, Константин Философ во время своей хазарской миссии, в которую его направили византийские император и патриарх, получил в крымском Херсонесе для прочтения Евангелие и Псалтырь, написанные "русскими письменами". Ученые до сих пор бьются над вопросом о том, что же это за письмена и какому народу они принадлежали? Профессор Кузьмин считает, что "русское письмо" хазар и "русские письмена" св. Кирилла могут быть сопоставимы и ведут свое происхождение от аланской письменности. Действительно, аланы, от которых выводит хазарскую "русскую" письменность А.Г. Кузьмин, приняли христианство не позже, чем в VII веке и потому, учитывая, что именно алан древние авторы могли называть народом "Рос" или "Рус", наличие у них "написанных русскими письменами" Евангелия и Псалтыри не только возможно, но и необходимо для церковной жизни.

Образцы аланской письменности из Маяцкого городища. Фото из открытых источников
Образцы аланской письменности из Маяцкого городища. Фото из открытых источников
Образцы аланской письменности из Маяцкого городища. Фото из открытых источников

О народах "Рос" и "Рус" на Северном Кавказе упоминает сирийский историк VI века Захария Ритор. В арабских хрониках VII века среди северокавказских народов упоминаются хазары, аланы и русы. Академик Н.Я. Марр указывает на наличие на Северном Кавказе и в Причерноморье того времени этнонимов "Руш", "Рос" и "Рош" (Карташев А.В. "Очерки по истории Русской церкви").

Как известно, со II века до н.э. по середину 1 тыс. н.э. на пространстве от Северного Кавказа до Дуная кочевало племя роксоланов. Впервые о них упоминает еще Страбон. Роксоланы были настолько близки к сарматам, что археологи до сих пор не могут уверенно различать сарматские и роксоланские погребения. М.В. Ломоносов в "Записках по русской истории" выражал уверенность, что роксоланы - предки русов. О том же писал Д.И. Иловайский в своей работе "Начало Руси": "«Рось или Русь и Роксаланы это одно и то же название, один и тот же народ».

Учитывая столь широкое распространение роксалан в Северном Причерноморье, не приходится удивляться, что и салтово-маяцкая культура была распространена, как можно видеть на приводимой в публикации карте, не только на территории каганата, но и на нижнем Дунае.

Как пишет в своей работе "Тайны Русского каганата" доктор исторических наук профессор Е.С. Галкина, "заимствованное хазарами у русов письмо соответствует аланскому руническому алфавиту... Надписи на керамике Саркела ... сделаны аланским письмом на тюркском языке". И далее она указывает на то, что аланская письменность уходит своими корнями в "индоевропейскую древность", а именно - в историю Хеттского государства XVII-XII веков до н.э. Учитывая, что часть хеттов, мигрировавших в конце 2 тыс. до н.э. на территорию древней Арианы, расположенной к юго-востоку от Каспия, стали основой этногенеза ариев, а арии, в свою очередь - многих других евразийский народов, в том числе и роксолан, то наличие хеттских корней в "русских" аланских письменах вполне объяснимо.