Белград, часть 7 — Военный музей (начало)

31 August 2018

Начало

В прошлой части я уже упомянул, что в Белградской крепости находится Военный музей с внушительной коллекцией экспонатов — около 30 тысяч штук. Разумеется, я не сфотографировал их все, но все равно, фоток столько, что придется пост о музее разбить на несколько частей.

Кстати, вот и здание музея.

По крепости мы гуляли 2 января и надеялись, что в тот же день попадем и в Военный музей, чтобы два раза не ходить. Однако этого числа этот музей не работал, впрочем, как и все остальные. Но оказалось, что у музея экспозиция не только внутри здания — около крепостных стен расположилась всякая военная техника, так что мы прогулялись и пофоткали, что смогли, чтобы не терять времени на следующий день.

Основной частью того, что выставлено снаружи, являются пушки: разных стран, разных лет, разного предназначения — мортиры, гаубицы, противотанковые, зенитные, корабельные и т.д. И несколько минометов до кучи. В основном, конечно, артиллерия времен двух Мировых войн, но есть и более древние экземпляры. Я не спец по пушкам, да и описывать каждую — это занятие на пару недель. Так что просто выложу кучу фотографий без описания.

А тут всякие военно-морские прибамбасы, типа мин, торпед, корабельной артиллерии. И кусок корабля «Сербия», который был спущен на воду 30 марта 1833 года и положил начало Сербской речной флотилии.

Полевая кухня времен Первой мировой.

Трофейный Хамви, отжатый у американцев во время войны в Югославии.

ЗРК С-125М «Нева-М»

Она же «Печора» в экспортном варианте. Установлена в качестве экспоната музея 23 марта прошлого года. Данная пусковая установка входила в состав 3-го ракетного дивизиона 250-й зенитной ракетной бригады ВВС и ПВО Союзной Республики Югославия, 27 марта 1999 года сбившего над Сербией американский «невидимый» истребитель-бомбардировщик Lockheed F-117A Nighthawk.

Ну а дальше пошла довольно экзотичная бронетехника. Ну то есть как экзотичная — живьем я почти ничего из этого никогда не видел. Кое что показывали в фильмах про войну, но большую часть я увидел впервые в жизни.

LT vz.35

Чехословацкий легкий танк, производившийся в 1936-1940 годах компанией Skoda. Вооружен 37-мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7,92-мм. После оккупации Чехословакии Германией, танк поступил на вооружение Вермахта и использовался в ходе нападения на Польшу, Францию и СССР.

Sonderkraftfahrzeug 250/10 (Sd.Kfz.250/10)

Я думаю, что этот немецкий бронетранспортер легко узнать по фильмам про Великую отечественную войну. Правда, там чаще фигурировали варианты с открытым кузовом и пулеметом, но существовали и модификации с пушкой, минометом, тяжелым противотанковым ружьем — в общем, всего 15 различных версий. Производился с 1941 по 1945 год. Всего было выпущено 6 628 единиц всех модификаций.

Carro Veloce CV-35 (L3/35)

Итальянская танкетка, производившаяся компанией Fiat в 1935-1938 годах. Вооружение составлял спаренный 8-мм пулемет. Было произведено около 2 500 экземпляров.

TKF

Польская танкетка, выпускавшаяся с 1931 по 1939 год. Вооружена 7.92 мм пулеметом, но были и модификации с пушками, на которых поляки очень эффективно истребляли немецкие танки, поскольку ответным огнем такую танкетку было практически нереально уничтожить из-за ее скорости и вертлявости, а так же из-за скромных габаритов — она меньше автомобиля Toyota iQ.

Renault FT

Первый в мире серийный легкий танк. Первый танк, имевший башню кругового вращения (360 градусов), а также первый танк классической компоновки (отделение управления — впереди, боевое — в центре и моторное — сзади). Один из самых удачных танков Первой мировой войны. Данный экземпляр оснащен 37-мм пушкой, но были модификации и с 75-мм гаубицей, а так же с пулеметами. Эксплуатировался с 1917 и аж до 1945 года. Выпускался не только французами, но и в США под названием M1917, в Италии как Fiat 3000, в СССР — «Рено-русский», «Танк М», «Танк КС», «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“». Всего было выпущено более 3 800 машин.

M3A1 Stuart и M3A3 Stuart

Пара вариантов американского легкого танка времен Второй мировой войны. Вообще, за все время производства (1941-1944 гг) было очень много модификаций этого танка — то размер увеличат, то броню усилят, то движок помощнее поставят, то вооружение поменяют, то еще чего. У данных экземпляров вооружение одинаковое — 37-мм пушка и три пулемета калибра 7,62-мм. Всего было построено 23 685 танков этого типа, что сделало «Стюарт» самым многочисленным лёгким танком в истории мирового танкостроения.

Carro armato M13/40

Итальянский средний танк времен Второй мировой. Вообще-то, по своей массе он относится к легким танкам, но у итальянцев свои понятия. Производился с 1940 по 1942 год компаниями Fiat и Ansaldo. Всего было выпущено 799 экземпляров, что сделало M13/40 самым массовым итальянским танком Второй мировой. Вооружен 47-мм пушкой и тремя 8-мм пулеметами.

Panzerkampfwagen I Ausf. F (Pz.Kpfw.I Ausf.F)

Германский танк периода Второй мировой войны. Несмотря на то, что он обозначался как модификация легкого танка Pz Kpfw I, VK.18.01 являлся полностью новой машиной, не имевшей с ним почти ничего общего. Pz.KpfW.I Ausf.F был создан в 1938—1939 годах на роль тяжелого штурмового танка, предназначенного для штурма укрепленных линий. В 1942 году было выпущено 30 единиц. С 1943 года он использовался в противопартизанских операциях на Восточном фронте и в Югославии.

Panzerkampfwagen II (Pz.Kpfw. II, Sd.Kfz. 121, Т-II)

Еще один легкий немецкий танк. Выпускался с 1935 по 1943 год в 30 модификациях. Из вооружения была 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет. Было выпущено около 2 000 танков.

Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, Pz. IV, T‑IV)

Немецкий средний танк, производившийся с 1936 по 1945 год. Самый массовый танк вермахта: выпущено 8 686 машин в нескольких модификациях. Вооружение составляла 75-мм пушка и, в зависимости от модификации, один или два 7,92-мм пулемета. После окончания Второй мировой использовался многими армиями Европы и Ближнего Востока, в частности, Израиль применял его практически во всех конфликтах прошлого века. Также использовался армиями Ирака и Ирана в Ирано-Иракской войне 1980—1988 г.г.

Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 oder 40 (Sturmgeschütz III, StuG III, StuG 40, Sd.Kfz. 142)

Немецкая средняя самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий. Выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым представителем бронетехники вермахта — выпущено 8636 САУ. Оснащалась 75-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом. Очень хорошо зарекомендовала себя в качестве истребителя танков — к началу 1944 года на счету этих САУ было около 20 000 танков противника. Захваченные Красной армией StuG III переделывались в САУ СУ-76И.

Борбено возило А-1

Югославский средний танк, созданный на базе Т-34/85. Предполагалось, что почти полная совместимость комплектующих с советским танком позволит в кратчайшие сроки наладить масштабное производство А1. Но из-за ухудшения отношений между Югославией и СССР в конце 40-х годов прошлого века от этого танка пришлось отказаться. Было произведено всего несколько экземпляров, из которых остался только этот, а остальные были расстреляны на испытательных полигонах.

В общем-то, это практически вся экспозиция на открытом воздухе. Еще за заборчиком стоит Т-34 и «Катюша», но к ним близко не подойти.

Может, еще не совсем отреставрировали эту технику? Либо там с какого-то дерева ветки падают — боятся, что посетителям по башке прилетит.

Продолжение следует…

Следующая часть