F1, Гран При Испании 2018: Стратегический обзор

15.05.2018

На испанской трассе проходят предсезонные тесты, поэтому сюда команды приезжают с собранными ранее данными и не начинают тренировки "с чистого листа", как на предыдущих этапах.

На тестах также выяснилась интересная особенность, связанная с новым асфальтом, уложенным на этой трассе: из-за темного цвета он впитывал больше тепла, и температура была выше расчетной, а также были сглажены все кочки, вследствие чего машины получили больше прижимной силы и вместе с ней больше износа. А учитывая, что составы в этом сезоне стали мягче, то износ был сильнее предполагаемого уже на имитации гонки.

Особенно это было заметно на машинах Mercedes, и они посчитали необходимым сообщить об этом Pirelli.

Facebook.com/scuderiaferrari
Facebook.com/scuderiaferrari

По совету немецкой команды, Pirelli подготовили для гонок в Барселоне, Сильверстоуне и Поль-Рикар новую версию шин, рабочий слой на которых уменьшен на 0,4 мм, это позволило снизить смещения, а значит, и перегрев.

Я не вижу в действиях Mercedes ничего криминального, проигнорируй они сильный износ, и гонка могла закончится как Гран При США с 6 машинами на старте)

Усугубляет эту историю то, что это не первый случай с Mercedes и шинами Pirelli. Несколько лет назад Льюис Хэмилтон и Нико Росберг провели шинные тесты на закрытой трассе, после чего всем - и команде и шинникам - пришлось оправдываться перед FIA, а Mercedes решили серьезные проблемы с перегревом задних шин.

Думаю, просто Pirelli стоило посоветоваться со всеми командами или изменить типы составов, а не их составы, проблема была в том, что итальянцы поставили всех перед фактом, что дало остальным повод говорить о фаворитизме, хотя речь на самом деле о безопасности.

Победный дубль Mercedes

В этот раз Mercedes выглядели и работали лучше остальных, первый ряд стартовой решетки и победный дубль тому подтверждение. Льюис контролировал ход гонки от старта до финиша. Команда среагировала на пит-стоп Феттеля, хотя и не сразу, отправив Боттаса за свежими шинами спустя два круга, а для Льюиса выбрала идеальный момент на 25 круге.

Тогда позади было два Red Bull-а, и Льюис вернулся на трассу между ними. Ему предстояло обгонять лишь Ферстаппена, на заведомо более медленной машине с изношенными шинами, но он мог этого и не делать, поскольку его основные соперники уже провели свои остановки и были позади.

Боттас финишировал на 2 месте в 20 секундах позади напарника, и хотя может показаться, что это огромная разница, но Боттас бОльшую часть гонки был вынужден ехать за более медленным Феттелем.

Себастьян лучше сработал на старте, а затем сохранил позицию благодаря раннему пит-стопу, но обгон Боттаса был вопросом времени, он постоянно держался на дистанции атаки, не отпуская Феррари далеко.

Что хотели сделать в Ferrari

Скудерия в этот раз выглядела медленнее Mercedes, но несмотря на это обе машины держали отличный темп. Феттелю удалось обойти Боттаса в борьбе за 2 место на старте и сохранить позицию после пит-стопа.

Проблема Ferrari была в том, что они лишились второй машины, и это всегда осложняет стратегию. На 41 круге на трассе были обломки, и дирекция решила ввести режим виртуального автомобиля безопасности, на что среагировал Феттель, отправившись в боксы за свежим комплектом шин.

Решение на первый взгляд было очень странным, после гонки Феттель объяснял это сильным износом, но на самом деле, я думаю, дело было в другом.

На 41 круге Феттель ехал позади Хэмилтона в 12 секундах, а Боттас был позади в 1.7, Ферстаппен ехал на 4 позиции с отставанием в 7,5 секунд, и Риккардо еще в 9,5 сек позади. В Феррари знали, что Боттас быстрее, обгон Себастьяна был вопросом времени, и им нужно было что-нибудь сделать.

На капитанском мостике были уверены, что они быстрее Red Bull, поэтому 3 место им было гарантировано, а смелая стратегия могла помочь им удержать 2 позицию.

В защиту моей теории говорит стратегия Райкконена, остававшегося на трассе до 25 круга и планировавшего проехать еще пару, если бы не сгоревший мотор. Кстати, у Кими был в запасе свежий SuperSoft, не исключено, что команда могла перейти на красные шины, но мы этого не узнаем.

На практике Red Bull Ферстаппена оказался быстрее на шинах Medium, даже со сломанным антикрылом, и Феттелю ничего не оставалось, кроме как смотреть на уходящий от него кубок, а Мерседесы спокойно финишировали, не расходуя лишний ресурс мотора и шин.

Где же ошиблись в Феррари?

Так получилось, что команды привезли мало составов SuperSoft, у Себастьяна было в запасе два свежих Medium и ни одного Soft. SuperSoft был ненамного быстрее Soft и изнашивался мгновенно - только два гонщика использовали красный состав на протяжении гонки - Алонсо и Сироткин.

Себ был вынужден перейти c Medium на Medium, сохранись у него комплект Soft, возможно, стратегия бы сработала...

Как Red Bull доехали до подиума?

Я уже несколько раз писал об интересном положении Red Bull. Стратеги команды отлично адаптировались к ситуации, в которой команда выступает в роли догоняющей - по чистой скорости они уступают Ferrari и Mercedes, а другим командам далеко до них, благодаря чему быки могут рисковать и реализовывать смелые стратегические решения, которые порой приносят плоды.

В этот раз команда провела рекордные отрезки на Soft перед тем, как перейти на Medium. Ферстаппен проехал 34 круга, Риккардо - 33, ближе всего был Магнуссен, сменивший шины на 32 круге.

Для сравнения Феттель отправился за свежими шинами на 17 круге, Боттас - на 19, Хэмилтон - на 25.

Принеся в жертву первую часть гонки, они отыгрались на второй, хотя, конечно, без помощи Скудерии не обошлось.

Авария Грожана

В развороте Грожана не было ничего удивительного, сильные порывы ветра весь уикенд мешали гонщикам, и вылеты были обычным делом. Проблема была в том, что Ромен не снял ногу с педали газа, устроив "дымовую завесу", а это было очень опасно. Сейчас, конечно, легко говорить о том, что он должен был сделать или чего не сделал, но все-таки он гонщик Формулы 1, вершины автоспорта, и к таким вещам он должен быть готов...

Судьи ограничились наказанием потерей 3 мест на следующем этапе, но, на мой взгляд, этот инцидент заслуживает более сурового наказания, вплоть до пропуска гонки.