Почему стоит раз в год тратить 24 часа на Ле-Ман.

Есть много фильмов, посвящённых автоспорту, вроде "Гонщика" с Сильвестром Сталлоне, или "Мишель Вальян: жажда скорости", рассказывающем о легендарной гонке, ежегодно собирающей десятки команд со всей планеты в попытке преодолеть максимальную дистанцию в течение 24 часов.

С технической точки зрения эти фильмы — полная чушь, но они прекрасно передают атмосферу, которая царит во время соревнования. Смотреть гонки по телевизору — это одно, а побывать в этом легендарном месте — совсем другое.

В этом году сбылась моя мечта — я смог посмотреть эту гонку изнутри, вместе с командой G-Drive Racing и Романом русиновым. Доступ в паддок открывает двери в другой мир, где можно увидеть, как каждая из команд готовится у старту, какие настроения царят, а также встретить Кена Блока или Магнуса Уолкера, просто прогуливающихся со своими друзьями.

Я хочу, чтобы вы поняли, насколько 24 часа Ле-Мана безумная гонка. В отличие от Формулы 1, она длится не определенное количество кругов, речь идет о расстоянии, пройденном за 24 часа.

В этом году победители успели преодолеть 367 кругов, а это почти 5010км. Для сравнения этап Формулы 1 это 300км (исключением является Гран При Монако), т.е. получается, что за сутки они преодолели расстояние равное 17 этапам Королевских гонок. В 2015 году, к слову, они смогли проехать 18 этапов. И пока пилоты сменяли друг друга, техника работала на пределе возможного.

В этом году гонка была полна драматизма, сюрпризов и красивой борьбы на трассе — всего, за что мы любим автоспорт. Традиция, когда гонщики бежали к машинам и заводили моторы, давно ушла в прошлое, сейчас борьба начинается за машиной безопасности, сходу. Старт, к слову, давал Чейз Кэри — новый руководитель Формулы 1.

За час до начала открывается доступ на старт-финишную прямую, где выстроились все машины. Каждый обладатель специального браслета может подойти к любой машине и буквально прикоснуться к ней. Там можно увидеть Марка Веббера, просто болтающего с коллегами, или Марию Шарапову, приехавшую поболеть за Porsche.

LMP1

Казалось, что в этом году победитель известен заранее — Toyota выглядели лучше своих соперников, да и особых проблем с надежностью не наблюдалось, но цепочка событий выбила из игры сначала одну машину, а затем и другую.

Не буду скрывать, у меня был фаворит — еще во время выступлений в Формуле 1 я симпатизировал Камуи Кобаяши и с большим удовольствием наблюдал за тем, как они лидировали первую часть гонки.

Около часа ночи машина, которой управлял Камуи, замерла на трассе, практически сразу после выезда из боксов… Как выяснилось позже, французский гонщик, Капиллер, который выступал в комбинезоне оранжевого цвета, просто решил выразить свое одобрение и показал большой палец Камуи.

Тот в свою очередь ждал, когда откроется пит-лейн, закрытый из-за выезда автомобиля безопасности, и, спутав его с маршалом, решил тронуться.

Команда его быстро остановила. Обычно гибридные машины начинают движение на электротяге, но из-за этой ошибки японцам пришлось трогаться на сцеплении, которое было на это не рассчитано и разрушилось после выезда на трассу…

В команде поняли, что злого умысла в действиях Винсента не было, и, несмотря на обидный сход, приняли его извинения.

Вторая машина выбыла из борьбы спустя пол часа из-за аналогичной проблемы со сцеплением, а третий экипаж команды Toyota все же финишировал, но очень далеко от подиума…

После схода Toyota в лидеры вышла команда Яни/Тенди/Лоттерер на Porsche c номером 1, но у них возникла проблема с давлением масла и они были вынуждены сойти за 3 часа до финиша, выпустив в лидеры машину класса LMP2.

Porsche в составе Брендон Хартли/Тимо Бернхард/Эрл Бамбер второй год подряд получили подарок, обогнав лидировавшую команду Джеки Чана всего за час до финиша.

На моей памяти это был первый случай, когда в абсолютном зачете компанию LMP1 составляли две машины категорией ниже.

LMP2

Все внимание российских болельщиков наверняка было приковано к категории LMP2, ведь здесь есть за кого болеть — кроме Романа, на старт вышли Михаил Алешин, Сергей Сироткин, Виктор Шайтар и Виталий Петров.

Команда G-Drive Racing стартовала с поула и имела неплохие шансы побороться за победу, но на старте из-за проблем с электроникой Роман откатился в конец первой десятки, а затем был вынужден заехать в боксы для замены поврежденного обтекателя.

Во время обгона Porsche категории GTE Pro произошло столкновение. Русинов сначала остановил машину, но затем все же сумел добраться до боксов.

В этот момент мы наблюдали за происходящим в боксах. Обычно во время плановых остановок механики с разных сторон гаража игнорируют друг друга, но в таких ситуациях на ремонт машины бросается каждый член команды.

Повреждения выглядели не столь значительными, и казалось, что машина скоро сможет вернуться на трассу, но, к сожалению, в кокпите была обнаружена трещина, и гонка была завершена досрочно…

Таковы гонки, команда выигрывает вместе и проигрывает тоже вместе. Впереди еще большая часть сезона WEC, где у них появится возможность отыграться.

Победу в классе, а также второе место в общем зачете одержала команда Jackie Chan DC Racing в составе Хо-Пин Туна, Тома Лорана и Оливера Джарвиса, это большая победа для Джеки Чана, который сравнил ее с получением Оскара.

Думаю, что в следующем году в Ле-Мане будет намного больше китайских болельщиков!

GTE Pro

Самая интересная борьба без сомнения происходила в последние часы между Corvette и Aston Martin Racing.

Эти машины приковывали к себе внимание на протяжении всей гонки — звук по сравнению со всеми остальными был на порядок громче и приятнее, но лично мне больше нравился Corvette. Каждый раз, когда он проезжал мимо, у меня замирало сердце…

Долгое время Corvette удавалось сдерживать атаки Aston Martin, пока на предпоследнем круге Адам не предпринял попытку обгона, но после небольшого контакта Тейлор сумел вернуть позицию и ушел лидером на последнем круге.

Шины на Corvette были изношены, и во время очередной атаки Тейлор был вынужден срезать поворот, что привело к проколу. В итоге им удалось финишировать лишь третьими, пропустив на подиуме Ford, но эта борьба запомнится болельщикам надолго.

Была бы гонка всего на круг короче, у нас был бы совершенно другой победитель.

Это были просто невероятные 24 часа, и даже если в следующем году у меня не получится сюда вернуться, я обязательно прилипну к телевизору на сутки.

В следующих записях я расскажу о том, чем можно заниматься 24 часа, пока на трассе идет гонка, и о том, что Ле-Ман — это город, а трасса называет Сарте.

Не переключайтесь!

Фото мои, Сергей Беднарук и G-Drive Racing