Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

3 November 2017

В этой части нашей экскурсии я расскажу о самых старых экспонатах, представленных в Рижском Автомобильном Музее, или, как я их называю, "Друзья Жестянки Лиззи".

Benz Patent Motorwagen 1, 1885
Да, друзья, это самый первый в мире автомобиль! По крайней мере первый, на который выдали патент, что отражается в его названии.
Работу над своим детищем Карл Бенц начал еще в конце 70-х годов XIX века, а сейчас его имя носят одни из лучших автомобилей в мире.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

FN Four, 1909
Изначально компания FN (Fabrique Nationale de Herstal) была основана для производства оружия и боеприпасов, но в 1901 году переключилась на мототехнику.
Легендарный FN Four был смесью мотоцикла и велосипеда, помимо педального привода, в движение его приводил двигатель внутреннего сгорания, способный разгонять двухколесник до 64 км/ч.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Повозка J.J. Leiting
Это напоминание о временах, когда моторизованная техника делила дорогу с лошадиными повозками.
Этот экспонат производства местной компании J.J. Leiting не реставрировался и находится в оригинальном состоянии.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Krastin, 1903
Конкретно этот экспонат Krastin 1903 гада — яркий пример того, как нужно обращаться с редкими автомобилями. Помните,
давно я писал о старичке на Hudson Hornet, который говорил, что на классических машинах нужно ездить, а не ставить в музей? Так вот, эта машина, которой заметно больше 100 лет, все еще участвует в различных автопробегах.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

В прошлом году владелица автомобиля Аустра Приеде-Клявиня, член клуба античных автомобилей, преодолела за рулем единственного сохранившегося экземпляра Krastin путь из Лондона до Брайтона длиной 96 км. Потребовалось на это 8 часов. Браво!
Всего на старт того заезда вышло 400 экипажей, но конечно не все добрались до финиша.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Reo Model B, 1905
Еще один член клуба 100+, Reo Model B 1905 года выпуска!
Компания Reo базировалась в Мичигане, в центре зарождения автомобильной промышленности, но, как и большинство компаний, не выжила после нефтяного кризиса.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Chevrolet Superior Series F, 1924
А вот Chevrolet выжили и неплохо себя чувствуют, если верить трансформерам.
Уже тогда Chevrolet был частью GM, и Superior делил платформу с 1921 Cadillac Suburban, 1923 Buick Master, 1922 Oldsmobile, 1923 Oakland, 1919 GMC.
Внутри прячется скромный 2.8-литровый 4-цилиндровый мотор и 3-скоростная механика.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Cadillac V8 353, 1930
Эта модель производилась всего 2 года и была заменена 355-ой, но оцените масштабы производства — за 2 года было продано почти 15.000 автомобилей при цене 3295–5945$.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Selve 12/50 ,1928

Еще один "мертвый" немецкий бренд стал жертвой экономического кризиса 1929 года.
Эта модель оснащалась 3-литровым 6 цилиндровым двигателем мощностью 50 л.с.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Fiat неизвестный.
К сожалению, забыл сфотографировать табличку к этой модели и не смог ее точно опознать при помощи гугла. Все модели этих годов немного отличаются от машины на фотографии — у некоторых нет бампера, у некоторых другие фары и т.д.
Но я все равно хочу обратить ваше внимание на то, как логотип итальянской марки нарисован на радиаторе. Не пытались ли они скопировать узнаваемый логотип Ford?

Buick Series 116, 1929

К моменту выпуска этой модели американский Buick уже успел отметить 25-летний юбилей, вдумайтесь только, четверть века. Но это была скорее не юбилейная, а переходная модель, на ней встречаются многие решения, которые в дальнейшем практически не применялись, вроде деревянных спиц колесных дисков и ленточных тормозов.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

BMW, 3/15PS, typDA4, 1931
Изначально эта модель была известна как Dixi — она же первая машина, произведенная BMW.
BMW сейчас впечатляют своими технологиями, но их первый автомобиль не впечатлял цифрами: объем двигателя не достигал и литра, а мощность всего 15 л.с.
Хорошо, что они не бросили автомобилестроение и радуют нас интересными новинками по сей день.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Overland model 45, 1911
Частично дизайн этой модели был взят у Ford Model T, а цена была заметно ниже, благодаря чему Overland некоторое время занимали второе место по продажам в США, уступая тому же Ford.
Рядный 4-цилиндровый мотор объемом 2,8-литра выдавал 20 л.с. и позволял машине разгонятся до 63 км/ч.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Ford Model T, 1919
А вот и сам Ford Model T, который выпускался с 1908 по 1927 годы, она же «Жестянка Лиззи», с которой я начал эту запись. На самом деле широко распространенная в России «Жестянка Лиззи» является ошибкой переводчика, от которой машина уже не сможет избавиться. На самом деле машина получила свою кличку из-за популярного у лошадей имени Лиззи и правильнее было бы говорить, что она Жестяная Лиззи.
Кстати, легенды о том, что машины красили только в черный цвет тоже не правда, хотя на самом деле некоторое время они действительно красились исключительно в черный цвет.
Эта модель прославилась благодаря тому, что стала первыми миллионником.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Renault 10CV, 1928
Отличительной особенностью Renault этих годов была уникальная конструкция и отсутствие решетки радиатора в передней части машины. Вместо нее по бокам прорези в форме жабр. Я впервые увидел эту машину живьем на параде в Ле-Мане и ей явно было тяжко в этой "пробке".

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Wanderer, W240, 1935
Эта модель выпускалась Auto Union под брендом Wanderer, сначала как W22, затем была переименована в W240, затем в W40, но изменения самого автомобиля были минимальными.
Изначально автомобиль был 6-дверным, но этот тип кузова не прижился и остались только 4-дверные седаны и кабриолеты.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Horch 853, 1936
На такой машине по Берлину разъезжал штандартенфюрер СС Отто фон Штирлиц, правда, в фильме ее заменили на Мерседес, уж слишком редкой была эта машина.
Его выбор был понятен, машина оснащалась рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 100л.с. и могла разгонятся до 135км/ч!

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Trabant P50,1960
Трабант, автомобильный символ коммунистической Германии, наверное, уместнее бы смотрелся в записи про советские экспонаты, но я забыл его туда включить, так что пусть побудет здесь.

Самые старые экспонаты Рижского Автомобильного Музея

Это еще не все, не переключайтесь.