XXI Русская Парусная Неделя Volvo

Впервые поучаствовать в парусной регате я захотел еще в детстве, после просмотра советского мультфильма о невероятных приключениях капитана Врунгеля и его яхты "Беда". Конечно, после этого я много раз думал о том, чтобы отправиться в плавание, но как это часто бывает в жизни, всегда что-то мешало. И вот, неделю назад мне посчастливилось отправиться в Турцию, чтобы принять участие в XXI Русской Парусной Неделе вместе с Volvo, а заодно прокатиться на их новом флагманском седане S90.

Мы полетели из Москвы и Даламан, откуда на новом S90 поехали в курортный город Мармарис, чтобы отправиться в плавание вместе с лучшими яхтсменами России.

Первый день, как и полагается туристам, мы провели в гостинице, а затем вечером отправились гулять по причалу, где могли увидеть парусники во всей их красе. Больше всего меня впечатлило, как прямо с пирса при помощи компактного гарпуна рыбаки умудрялись ловить рыбу, используя для этого подсветку некоторых яхт.

На следующий день мы познакомились с командами, прошли краткий инструктаж и сменили номер 5-звездочный гостиницы на тесню каюту. Места там, конечно, маловато, но я ожидал, что будет меньше.

На наших парусниках было 4 каюты, где вполне могли уместиться по 2 человека, кухня с газовой (!) плитой и холодильником, два душа и санузла, для использования которых требуется отдельная инструкция.

Volvo не первый год в парусном спорте — с 2001-го легендарная кругосветная регата носит имя Volvo Ocean Race.

Какое отношение Volvo имеет к парусникам, спросите вы? Прямое. Volvo — это не только автомобили, грузовики и строительная техника, но и двигатели для моторных лодок. Все парусники оборудованы моторами — времена, когда без ветра невозможно было добраться до места назначения, давно в прошлом, хотя в гонке они, конечно, не используются.

Вот уже 10 лет компания поддерживает и российский парусный спорт, регаты проводятся в основном в Турции (дважды проводились в Греции по различным причинам).

Примерно половина команд приплыла сюда на собственных яхтах, остальные арендовали парусники, предоставленные организаторами, поэтому соревнования проходили в трех различных классах, которые носят имена легендарных моделей шведского бренда — Jacob, Duett и Amazon. Также для удобства их делят на цвета — белый, серый и желтый соотвественно.

Наше знакомство началось с небольшого исторического экскурса от Михаила Савельева, который поведал об истории парусного спорта и Кубка Америки, названного в честь одноименной яхты, выигравшей престижное соревнование в 1851 году.

После Михаил начал объяснять принцип работы парусников, и тут я понял, что до этого никогда не задумывался о том, как это происходит, о встречном ветре, о попутном и, конечно, о разных типах парусов…

У парусников есть "Пианино" — это сборник различных канатов, название которых я, конечно, не запомнил. Хорошо, что они отличаются цветами, опытный шкипер не станет мучить новичка, а попросит натянуть или ослабить канат именно по цвету.

Для первого дня этого было достаточно, и перед стартом нас ждал совместный ужин, на котором происходил розыгрыш номеров. Мы, конечно, по аналогии с "Бедой" вытянули 13 номер.

Журналистов распределили по разным яхтам, мне достался экипаж LETTLAND под руководством шкипера Любови Черенковой.

Вместе с этой командой я узнал много нового — гик, шкот, кранцы и т.д. Но еще больше пополнился мой запас ругательств, и это при том, что практически весь экипаж состоял из девушек. Кстати, среди них была и известная актриса Светлана Камынина, знакомая многим по роли главврача Кисегач в сериале "Интерны".

На нашей яхте царил самый настоящий дух соперничества, каждый выкладывался на 110% и никто не жаловался. Если вы думаете, что девушки боялись сломать ногти или что-то тому подобное, то вы сильно ошибаетесь.

До линии старта яхты отправлялись на моторной тяге, затем, в зависимости от погодных условий, судьи выбирали маршрут, варианты которого были разданы на утреннем брифинге, и количество гонок. Если дул сильный ветер, то за день их могло быть 2 или 3, а если нет, то гонку могли и вовсе отменить.

За 10 минут до старта объявлялась готовность, за 4 минуты до старта команды выключали моторы и дальше двигаться можно было исключительно на парусной тяге.

В зависимости от количества участников старт может проходить в несколько групп, в этом году было 14 команд, поэтому стартовали все одновременно. Взгляните, насколько плотно идут парусники.

Сразу после старта яхты рассредотачиваются, все выбирают различные стратегии, кто-то предпочитает пойти по короткому пути, а кто-то — довериться ветру и сделать небольшой круг, но с большей скоростью.

В зависимости от направления ветра используются различные паруса, а также меняется их расположение с левого борта на правый, и наоборот. В первый раз лучше просто делать, что говорят, а затем задавать вопросы =)

Первый день принес массу впечатлений, я был готов к бою, но в моем экипаже все были так настроены на победу, что не давали новичку ничего делать, поэтому я попросился на другой борт.

На старт второго дня я уже вышел в составе яхты с красивым названием Julia под руководством Андрея Жучкова.

Я собирался применить все, чему научился за это время, и даже ругался как настоящий профессионал, вы только взгляните на мою целеустремленность.

По пути на старт мы встретили дельфинов, которые проплыли под нами и умчались в даль. Говорят, что их пугает звук мотора, когда яхта движется на парусах, они могут плыть рядом с ней.

Но вот незадача, на второй день был практически полный штиль, и единственное, что я мог делать, это красивые фотографии…

Мы не сдавались, натягивали паруса, держали их руками, садились на один борт, чтобы наклонить яхту, и все было круто, пока я не посмотрел в сторону и не увидел, что рядом с нами на такой же яхте сидят наши соперники, загорают, ничего не делают и плывут с такой же скоростью…

В парусном спорте очень многое зависит от везения, еще в первый день Савельев нам сказал, что нужно делать все наоборот, и тогда с 50% вероятностью вы выиграете.

О том, что все может быстро измениться, мы поняли на собственном опыте, финишировав последними, а ведь Julia на предыдущем участке первой услышала гудок с судейского катамарана…

Пока мы ждали появления ветра, капитан делился интересными историями, например, за 10-летнюю историю Русской Парусной Недели Volvo было сделано больше 5 предложений руки и сердца.

Но самая интересная история была о двух вечных соперниках; когда одна команда побеждала все время, второй капитан сказал, что у того просто лучше яхта. Тогда они решили поменяться и сделать денежную ставку. В жесткой борьбе победа все равно досталась первому. Это история о спортивном духе, ведь они оба знали, что меняться яхтами запрещено правилами, оба экипажа сняли с гонки, но то было дело принципа…

На самом деле здесь все как в автоспорте, и шансы должны быть равны, поэтому у каждой яхты есть определенный гандикап, прописанный в его паспорте заводом изготовителем, а значит, недостаточно приплыть первым, нужно оказаться быстрейшим после подсчета коэффициентов.

Если во время гонок уровень соперничества просто зашкаливает, то вечером на пристани все вновь становятся друзьями, ходят друг к другу в гости и ужинают. А в самой настоящей дружной компании поются песни около костра.

Места остановок очень комфортные, они всегда оборудованы душевыми комнатами и ресторанами, есть даже небольшие магазинчики, хотя продукты лучше закупить заранее.

Каждая яхта может дозаправиться водой и подсоединиться к электричеству.

Я несколько раз был в Стамбуле, но в курортной части Турции мне довелось побывать впервые. Уверен, что многие, кто каждый год ездит в "ол инклюзив", никогда не видели такой красоты.

В этой части Турции очень много маленьких островов, большинство из которых кому-то принадлежат. Вот, например, это частный остров. Хотя я, если честно, не понимаю, зачем покупать остров, и могу оправдать эту покупку только постройкой там Диснейленда или гоночной трассы. Шучу, на самом деле, конечно, круто, иметь свой остров. Интересно, ему можно дать название?

Наша плавучая гостиница "Беда" под номером 13 обычно нас сопровождала на моторе под руководством Александра Званского, пока мы были распределены по разным командам. В последний день мы не могли принять участие в полноценной гонке, так как спешили в аэропорт, и решили применить накопленный за два дня опыт на практике и выйти на старт в составе блогеров под руководством Александра.

Жалко было пропускать этот этап, ведь ветер был сильный. Поскольку в этот раз мы участвовали вне зачета, то дали всем стартовать и отправились в погоню через несколько минут.

Атмосфера была намного более спокойной, мне дали порулить сначала на моторе, а затем и под парусом.

Нам удалось взять настолько удачный старт, что к середине дистанции мы обогнали половину участников, и, я думаю, вполне могли побороться за победу, но решили не мешать честной борьбе и отправились на причал.

Я понял, что подсел на парусный спорт, уверен, что каждый должен испытать это на себе хоть раз. Оказывается, это не так дорого, стоимость зависит от кучи факторов, вплоть до количества участников и времени года. Существует несколько форматов, от соревнования до простого путешествия по выбранному маршруту на большом 8-каютном катамаране. Если вы, как и я, давно хотели попробовать свои силы, но не решались — смелее. Напишите мне в личку, я поделюсь контактами организаторов. Но учтите, что это активный отдых и валяться загорать не получится)

После всех приключений на воде нам нужно было преодолеть 100 км по горным серпантинам на дизельном S90, но об этом в следующий раз.