5941 subscriber

Жизнь в мужской одежде. Актриса и писательница Сусанна Сентливр: как всех обмануть и прославиться

697 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
697 read the story to the endThat's 57% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Читая биографии реальных англичанок XVII века, часто думаешь, что Миледи из романа Дюма – более чем достоверный персонаж. И приходится только жалеть, что о многих из них пока еще не сняли фильма.

Маргарита Терехова в роли Миледи. Кадр из х/ф "Три мушкетера", 1978 г. Реж. Г.Юнгвальд-Хилькевич
Маргарита Терехова в роли Миледи. Кадр из х/ф "Три мушкетера", 1978 г. Реж. Г.Юнгвальд-Хилькевич
Маргарита Терехова в роли Миледи. Кадр из х/ф "Три мушкетера", 1978 г. Реж. Г.Юнгвальд-Хилькевич

...В ноябре 1669 года в графстве Линкольншир родилась девочка Сусанна Фримен.

Она выросла в городишке Холбич, бедном приключениями. Но и безмятежным ее детство не назвать: отец Сусанны умер, когда ей было три года, мать – вскоре после повторного брака. Ну а отчим погоревал и вновь женился. И вот Сусанне выпало двойное несчастье: быть воспитанной сразу отчимом и мачехой. Видимо, с ней не очень хорошо обращались, потому что в четырнадцать бойкая девочка попросту сбежала из дома. И дальнейшая ее биография превратилась в цепь приключений, достойных авантюрного романа. А поскольку у Сусанны было крайне богатое воображение (позже мы в этом убедимся!), то эти приключения она пересказывала по-разному, и теперь у нас на руках сразу несколько историй ее судьбы – начиная, собственно, с побега.

Рассказывают, что однажды юная Сусанна, обиженная мачехой, села у обочины дороги и расплакалась. По удивительному совпадению, по этой дороге проезжал студент Кембриджа Энтони Хэммонд – видный молодой человек и в будущем известный политик. Он увидел плачущую красавицу, и его сердце дрогнуло.

Жизнь в мужской одежде. Актриса и писательница Сусанна Сентливр: как всех обмануть и прославиться

В итоге в Кембридж молодой человек приехал не один, а в компании изящного юноши по имени Джек. "Кузен," – не моргнув глазом пояснил Энтони.

Генри Вудс. Порция, 1888 г. (Картина изображает героиню Шекспира - Порцию - в одежде адвоката)
Генри Вудс. Порция, 1888 г. (Картина изображает героиню Шекспира - Порцию - в одежде адвоката)
Генри Вудс. Порция, 1888 г. (Картина изображает героиню Шекспира - Порцию - в одежде адвоката)

Несколько месяцев кузен Джек обучался в Кембридже, прилежно изучая там грамматику, логику, риторику и этику. Два родственника были дружны – не разлей вода. Но в конце концов Джек стал привлекать слишком много внимания. «А девкой был бы краше» – вероятно, поговаривали товарищи. И Сусанне (а вы-то, в отличие от недогадливых преподавателей колледжа, сразу догадались, кто скрывался под именем Джека!) пришлось, боясь разоблачения, спешно собрать пожитки и отбыть в Лондон. Так она побыла первой в истории студенткой Кембриджа!

Хотя... может быть, все было немного иначе? Менее романтичные биографы говорят, что юная Сусанна нанялась в труппу бродячих актеров, гастролировавшую неподалеку от ее дома.

Так или иначе, к 1685 году Сусанна Фримен оказалась в Лондоне, где служила актрисой. Девочка оказалась живой, обаятельной и прелестно исполняла «роли с переодеванием» – мужской костюм на стройной фигуре сидел как влитой. И лицом молодая актриса была хороша – даже бородавка на левом веке ее не портила. Удивительно ли, что в шестнадцать лет Сусанна вышла замуж за одного из своих зрителей-обожателей, м-ра Фокса.

Ф.Пикерсгилл. Орсино и Виола. Ок. 1850 г.
 На картине изображена шекспировская героиня Виола в мужском костюме.
Ф.Пикерсгилл. Орсино и Виола. Ок. 1850 г. На картине изображена шекспировская героиня Виола в мужском костюме.
Ф.Пикерсгилл. Орсино и Виола. Ок. 1850 г. На картине изображена шекспировская героиня Виола в мужском костюме.

Фокс, однако, не прожил и года. В жизни девушки наступила черная полоса: вскоре она сочеталась вторым браком с офицером по фамилии Кэрролл, но он всего через полтора года погиб на дуэли.

Сусанна Кэрролл осталась в Лондоне – уже тогда весьма дорогом городе! – дважды вдовой на скудном актерском жаловании. Любая женщина упала бы духом после всех этих перипетий. Любая – но не Сусанна! Мы так и не знаем, правда ли она училась в Кембридже, но Сусанна была любознательна, начитанна, обладала цепким умом и тягой к знаниям, а также читала по-французски. И... мы помним про богатое воображение? Чтобы заработать на жизнь, она начала писать.

Лондонская улица, XVII век. Цифровая реконструкция. Источник: https://aleteia.org/2018/02/20/breathtaking-digital-recreation-of-17th-century-london-won-1st-prize/
Лондонская улица, XVII век. Цифровая реконструкция. Источник: https://aleteia.org/2018/02/20/breathtaking-digital-recreation-of-17th-century-london-won-1st-prize/
Лондонская улица, XVII век. Цифровая реконструкция. Источник: https://aleteia.org/2018/02/20/breathtaking-digital-recreation-of-17th-century-london-won-1st-prize/

Сначала Сусанна в некотором роде расписала перо: опубликовала любовную переписку. О нет, это не то, что вы подумали: никаких громких скандалов и разоблачений. Переписка была галантным диалогом между некими Астреей и Селадоном. У автора было легкое перо, остроумный язык, и публика охотно читала любовные письма. Вокруг них даже поднялся ажиотаж: весь Лондон гадал, кто же скрывается под именем Селадона. Называли несколько имен, включая весьма известных вельмож и писателя Джорджа Фаркера, который часто использовал имя Селадона в своих стихах (и кстати, был знаком с Сусанной). Словом, читатели не заскучали. Эпистолярный роман пошел на второй и даже третий том.

Портрет Джорджа Фаркера
Портрет Джорджа Фаркера
Портрет Джорджа Фаркера

Сусанна попробовала себя и в поэзии, а потом вступила на более прибыльное литературное поприще: принялась за драматургию. И именно в этом-то деле преуспела больше всего!

Первую пьесу – «Оклеветанный муж, или Венецианские приключения» – она передала в театр Друри-Лейн, отважно подписавшись собственным именем. Тут надо сказать: к тому времени в Англии уже появились писательницы. Первой женщиной-литератором стала Афра Бен, позже к ней присоединились Мэри Пикс и другие. Но отношение к женщинам-профессионалкам все еще было настороженным. И хотя «Оклеветанный муж» имел большой успех, сборы со следующих пьес стали падать. Тогда Сусанне пришлось, скрепя сердце, вновь надеть «мужскую одежду» и скрыть свое имя. Новая пьеса – «Похищенная наследница» – вышла анонимно, и до 1706 года имя автора на афишах не значилось, хотя в рифмованных прологах и эпилогах к пьесам автор нередко намекал на свой истинный пол.

К 37 годам Сусанна уже стала успешным и очень плодовитым драматургом и поэтом, но и сцены не покидала. А самое удивительное – продолжала играть «роли с переодеваниями»! По тем временам уже не самая молодая женщина, она была всё так же красива, и всё так же ловко сидел мужской костюм на её фигуре.

Питер Пэлем. Портрет Сусанны Сентливр. Нач.XVIII в.
Питер Пэлем. Портрет Сусанны Сентливр. Нач.XVIII в.
Питер Пэлем. Портрет Сусанны Сентливр. Нач.XVIII в.

В 1706 году её труппа давала при дворе в Виндзорском замке трагедию «Бунт цариц, или Смерть Александра Великого». Сусанна играла Александра Великого. И там-то она привлекла внимание мелкого дворцового служащего по имени Джозеф Сентливр. Он занимался поставкой провизии к столу королевы Анны (все помнят «Стакан воды» Скриба? вот та самая Анна и есть).

23 апреля 1707 года они обвенчались. Судя по всему, брак был счастливым и супруги не бедствовали: в 1712 году они сняли жилье в одном из самых престижных районов Лондона. А самое главное – Джозеф не препятствовал карьере супруги.

В 1706 году произошло еще одно важное для Сусанны событие: ее обокрали. Нет, из ее материального имущества не пропало ничего. А вот отрывки ее пьес дважды заимствовал драматург и актер Колли Сиббер. Сусанна оба раза вступала в нудные тяжбы, и наконец ее терпение лопнуло. Она на три года перестала писать для театра. А в 1709 году приняла неожиданное решение. Хватит анонимности! Будут ходить зрители или нет – а она заслужила право ставить на афишах свое имя!

И Сусанна Сентливр не прогадала. Зритель успел полюбить ее пьесы, и появившиеся после перерыва комедии: «Хлопотун» и «Заколдованный» прошли с ошеломительным успехом. Хотя бы в драматургии наша героиня смогла наконец-то сбросить надоевший мужской костюм.

Церковь Святого Павла (р-н Ковент-Гарден). Современный вид.
Церковь Святого Павла (р-н Ковент-Гарден). Современный вид.
Церковь Святого Павла (р-н Ковент-Гарден). Современный вид.

Сусанна Сентливр умерла 1 декабря 1723 от затяжной болезни. Она писала пьесы почти до последних дней. Ее смерть стала заметным событием: Сусанна успела завоевать славу. Несколько газет опубликовали некрологи. Писательницу похоронили в «церкви актеров» – церкви Святого Павла на Бедфорд-стрит. А через год скончался и ее лучший друг и любимый муж Джозеф.

После нее осталось значительное наследие: девятнадцать пьес, три сборника писем, множество стихотворений и поэм. Она стала одной из успешнейших, если не самой успешной, женщин своего времени. А главное – вместе с Афрой Бен, Мэри Пикс, Деларивьер Мэнли и другими первопроходицами проложила ту дорогу, по которой в следующие столетия сначала робко, а потом все более уверенно прошли Джейн Остин, Мэри Шелли, Джордж Эллиот, сестры Бронте, Вирджиния Вульф и другие.

© Ольга Гурфова
--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))