Как "Спящая красавица" немного побыла балетом про революцию

280 full reads
347 story viewsUnique page visitors
280 read the story to the endThat's 81% of the total page views
1 minute — average reading time
Сцена из балета "Гаянэ" А.Хачатуряна
Сцена из балета "Гаянэ" А.Хачатуряна
Сцена из балета "Гаянэ" А.Хачатуряна

После революции у русского балета нашлось немало противников, считавших его буржуазным и отжившим искусством.

Но уже в первые десятилетия советской власти в пику критиканам появилось множество "революционных" балетов. Были и оригинальные сюжеты. Например, "Красный вихрь", "Пламя Парижа", "Красный мак", "Гаянэ" — тот самый, откуда пошел знаменитый "Танец с саблями" (а танцуют его на свадьбе знатной колхозницы Гаянэ и пограничника Казакова).

Самое первое время балетмейстеры пробовали и осовременивать классические балеты.

В частности, с этой целью в Ленинграде была основана Мастерская монументального театра ("МаМонТ"). И в 1924 году ее художественный руководитель Николай Виноградов попытался переписать либретто "Спящей красавицы" П.Чайковского.

Сцена из балета "Красный мак" Р.Глиэра
Сцена из балета "Красный мак" Р.Глиэра
Сцена из балета "Красный мак" Р.Глиэра

Премьера была заявлена на сезон 1924/25 гг.

Действие балета разворачивалось в Средневековье. Вместо принцессы Авроры главной героиней стала Заря Революции. Функции Феи Сирени выполнял Астролог, а злая Фея Карабос превратилась в мирового властелина, угнетающего рабочих.

Сцена из балета "Пламя Парижа" Б.Асафьева
Сцена из балета "Пламя Парижа" Б.Асафьева
Сцена из балета "Пламя Парижа" Б.Асафьева

Астролог показывал народу прекрасное революционное будущее. Но злой властелин похищал Зарю Революции, погружал ее в заколдованный сон и заключал в гроб.

Сцена из балета "Красный мак" Р.Глиэра. Красноярский государственный театр оперы и балета.
Сцена из балета "Красный мак" Р.Глиэра. Красноярский государственный театр оперы и балета.
Сцена из балета "Красный мак" Р.Глиэра. Красноярский государственный театр оперы и балета.

В финале вместо принца Дезире спящую красавицу будил вождь восстания - молодой пролетарий с факелом в руках. Он взрывал гроб, и героиня эффектно восставала от сна в алых одеждах, среди знамен и салютов. Финал балета разворачивался в прекрасном и сияющем "городе Коммуны".

Сцена из балета "Светлый ручей" Д.Шостаковича. Большой театр
Сцена из балета "Светлый ручей" Д.Шостаковича. Большой театр
Сцена из балета "Светлый ручей" Д.Шостаковича. Большой театр

Мы не знаем, долгой ли была судьба этого балета (кстати, он должен был идти на сцене Мариинского театра). Но при всем уважении к классической версии - мне жаль, что мы его уже не посмотрим. Как минимум, это было бы очень занятно.

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим публикациям здесь .

Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре и кино.