Торговки апельсинами и их роль в истории театра

218 full reads
328 story viewsUnique page visitors
218 read the story to the endThat's 66% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

(Давайте договоримся, что в посте я ни разу не упомяну слова "объективация", идет?)

Ну так вот. В посте о «Потешной буре» упоминалась торговка апельсинами Бетти, сыгравшая в спектакле роль Ариэля.

Что же делала торговка апельсинами в театре? И почему именно апельсинами?

Якоб Торенвлит. Прдавщица фруктов. 1670-е гг.
Якоб Торенвлит. Прдавщица фруктов. 1670-е гг.
Якоб Торенвлит. Прдавщица фруктов. 1670-е гг.

В XVII веке апельсины стали модным фруктом в Англии, куда их сначала завозили с континента (пока еще не из колоний!). Вскоре в стране появились и собственные оранжереи с апельсиновыми деревьями.

Юриан ван Стрек (Штреек?). Натюрморт с апельсином, лимонами и стаканом вина. 1670
Юриан ван Стрек (Штреек?). Натюрморт с апельсином, лимонами и стаканом вина. 1670
Юриан ван Стрек (Штреек?). Натюрморт с апельсином, лимонами и стаканом вина. 1670

Апельсины в числе прочих фруктов продавались в общественных местах, особенно в театре, который к концу XVII века во многом ориентировался на аристократическую публику — а значит, было кому покупать экзотическое лакомство.

Впрочем, и на континенте, например, во Франции, все это было популярно — и сладкие фрукты, и их продавщицы. Театральные буфетчики (назовем этим словом всех, кто организовал продажу еды в театре, идет?) часто нанимали для привлечения покупателей хорошеньких девушек. Повесы подходили пофлиртовать и что-нибудь да покупали. Этот простой, но действенный маркетинговый ход был популярен потом долгие века.

Герард Терборх. Кавалер спаивает даму, 1648. (Не знаю, она точно так называется?)
Герард Терборх. Кавалер спаивает даму, 1648. (Не знаю, она точно так называется?)
Герард Терборх. Кавалер спаивает даму, 1648. (Не знаю, она точно так называется?)

Вот прекрасная буфетчица появляется в пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Пьеса 1897 года, но описывает театр XVII века:

« Буфетчица (показываясь за стойкой).
Бананы! Персики! Миндаль!
Один из гвардейцев
(бросая фехтовать, берет буфетчицу за подбородок).
И сколько стоит этот персик?
Буфетчица.
Он — не продажный.
Тот же гвардеец. Очень жаль!..».

(Пер. В. Соловьева)

Почти современник Ростана, Э.Мане. "Бар в Фоли-Бержер". Принцип остается тот же. Хорошенькая, нарядная декольтированная буфетчица беседует с клиентом в баре театра. Обратите внимание, что и она продает апельсины!
Почти современник Ростана, Э.Мане. "Бар в Фоли-Бержер". Принцип остается тот же. Хорошенькая, нарядная декольтированная буфетчица беседует с клиентом в баре театра. Обратите внимание, что и она продает апельсины!
Почти современник Ростана, Э.Мане. "Бар в Фоли-Бержер". Принцип остается тот же. Хорошенькая, нарядная декольтированная буфетчица беседует с клиентом в баре театра. Обратите внимание, что и она продает апельсины!

Увы, далеко не всем буфетчицам и продавщицам удавалось долго оставаться такими же принципиальными, как девушка из пьесы Ростана. Вернемся в английский театр XVII века. Продавщица апельсинов — orange girl — это буквально социальный маркер. Представьте сами: уличной торговлей занимались зачастую женщины из низших слоев общества. А театры полны людей из кругов самых высших. Обстановка самая что ни на есть фривольная. Со сцены звучат эротические каламбуры. Среди зрителей снуют красавицы с корзинами фруктов, и блестящая публика с удовольствием с ними флиртует. Многие ли из этих девушек в итоге сохраняют добродетель?

Якоб Торенвлит. Торговка домашней птицей. 1670-е гг.
Якоб Торенвлит. Торговка домашней птицей. 1670-е гг.
Якоб Торенвлит. Торговка домашней птицей. 1670-е гг.

Удивительно ли, что и Бетти Макерел, и многие ее коллеги имели славу прелестных падших созданий? Но в театр шли не только губить, но и делать карьеру. Кто-то приходил из трущоб и получал возможность завязать с грубым ремеслом. Сохранилась лицензия, выданная в конце XVII в. некоей Мэри Меггс (по прозвищу "Апельсинная Красотка") на торговлю в театре "апельсинами, лимонами, фруктами, цукатами и всяческими плодами и сладостями".

А эта самая Апельсинная Красотка известна тем, что у нее была подруга — Элеонора (Нелл) Гвин, будущая актриса, а поначалу — угадайте кто?..

...Правильно, торговка апельсинами в Театре Короля (все ведь помнят, что тогда в Лондоне было только два театра?).

Питер Лели. Портрет неизвестной. Ранее атрибутировался как портрет Нелл Гвин. 1675
Питер Лели. Портрет неизвестной. Ранее атрибутировался как портрет Нелл Гвин. 1675
Питер Лели. Портрет неизвестной. Ранее атрибутировался как портрет Нелл Гвин. 1675

Репутация у Нелл была так себе: по слухам, вышла из самых низов, в подростковом возрасте торговала спиртным в притоне, ну и сама не отличалась целомудрием. Но ей не откажешь в юморе, самоиронии и определенном чувстве собственного достоинства. До нас дошел анекдот, как актриса Ребекка Маршалл подколола Нелл, назвав ее содержанкой милорда Бакхерста. Нелл не полезла за словом в карман:

— У меня один любовник, хотя меня воспитывали в публичном доме и учили подавать джентльменам выпивку. А у тебя их было не то три, не то четыре, а ты ведь дочь священника и обучена молитвам...

Вообще о ней можно рассказывать много (и далеко не только скабрезные анекдоты) — если вам интересно, я напишу пост. Но сейчас скажу лишь два слова: в будущем, как известно, Нелл социально продвинулась до статуса королевской фаворитки.

Что значительно расширяет карьерные перспективы orange girls в наших глазах. Наверное.

Но это неточно.

©Ольга Гурфова

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь. Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.