Загадки "Грозы": "наказал" ли Островский Катерину?

515 full reads
1,1k story viewUnique page visitors
515 read the story to the endThat's 44% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Предупреждение: эта статья написана исключительно с позиций искусствоведения и литературоведения. С точки зрения автора, суицид, курение и употребление спиртных напитков крайне вредны – по возможности, избегайте их!

Невольно пришлось снова озаботиться "грозовой" темой.

Время от времени я встречаю такую формулировку: "Островский осудил Катерину, поэтому и наказал ее совершением страшного греха - самоубийства". Вот дословная цитата еще из одного комментария: "Но заставить героиню кончить жизнь самоубийством для православного автора - это ее осуждение".

Формально здесь есть своя логика: драматург Островский – православный христианин (ну, наверное; во всяком случае, комментатор так считает), в православии самоубийство – грех, а значит, Катерина злодейка/заслужила авторское презрение/ в целом "наказана".

Вот только логика эта, увы, совершенно не опирается ни на знание творчества Островского, ни на вообще тогдашние тенденции в литературе и драматургии.

Вообще, является ли самоубийство в драматургии – грехом и знаком осуждения героя?

И.Глазунов. Иллюстрация к драме "Гроза"
И.Глазунов. Иллюстрация к драме "Гроза"
И.Глазунов. Иллюстрация к драме "Гроза"

Дело в том, что русские драматурги учились у западных, а западные от Возрождения до XIX века опирались на наследие античного театра. А в античной традиции добровольный уход из жизни – не только не грех и слабость, а проявление особой силы и решимости героя в его отношениях с роком. Более того: таким поступком он порой добровольно очищает от греха себя, свой род или свой город.

Столетия христианства так и не смогли переломить этой традиции. Сравним, сколько раз накладывают на себя руки шекспировские герои-протагонисты – и сколько записные злодеи. Одним из немногочисленных исключений можно считать Гонерилью в "Короле Лире", которая закалывается, отравив перед этим сестру-соперницу. Не убивает себя Яго, не убивает Клавдий, своей смертью умирает леди Макбет. Ричард III встречает позорный конец, даже не помыслив о кинжале или яде для себя. Вообще про греховность самоубийства говорится лишь вскользь, как о бюрократической препоне, в сцене похорон безумной Офелии. Ну а "греховность" героев, которые действительно покончили с собой, не волнует автора. Ромео и Джульетта или Клеопатра с верной служанкой Хармианой никак не осуждаются Шекспиром: им даны трогательные и возвышенные предсмертные монологи. Благородный Отелло же закалывается, карая себя за совершенное преступление. Одним словом, распорядиться своей судьбой самому – это право трагического героя.

А.Коонен в роли Катерины
А.Коонен в роли Катерины
А.Коонен в роли Катерины

Настает XVII век. В пьесах классицистов-просветителей, у которых добро и зло четко разграничены, добродетельные герои убивают себя только в путь. Например, Эрифила в "Ифигении" Расина приносит себя в жертву, и это трактуется как исключительно благородный поступок.

Проходит еще сотня лет. И... ничего не меняется! Для романтической драмы конца XVIII-первой половины XIX века самоубийство героя – это утверждение своего человеческого достоинства перед жестоким и враждебным миром.

А впереди маячит натурализм, которому вообще религиозные вопросы глубоко чужды. В мире натуралистической драмы бога нет.

И тут мы наконец переходим на российскую почву.

Спектакль по пьесе А.Островского "Гроза" в Краснодарском Молодежном театре © Елена Синеок, ЮГА.ру. Источник: afisha.yuga.ru
Спектакль по пьесе А.Островского "Гроза" в Краснодарском Молодежном театре © Елена Синеок, ЮГА.ру. Источник: afisha.yuga.ru
Спектакль по пьесе А.Островского "Гроза" в Краснодарском Молодежном театре © Елена Синеок, ЮГА.ру. Источник: afisha.yuga.ru

Церковь, разумеется, решительно осуждала суицид. Однако убежденность, что самоубийц непременно-таки хоронили за кладбищенской оградой, не совсем обоснованна. В статье о "русской Лоре Палмер" Александре Клыковой, тайна смерти которой до сих пор не разгадана, я уже писала, что обычным делом была дача взятки, после которой самоубийцу хоронили по стандартному православному чину в ограде кладбища. В деле Клыковых упоминается взятка в 40 рублей. Причем, по-видимому, реальную причину смерти зачастую скрывали, объявляли несчастным случаем или, при крайней необходимости, приписывали ее умопомешательству. Так что не настолько сурово относилось русское общество к самоубийцам, как принято считать. Вспомним: «строгость законов на Руси уравновешивалась необязательным их исполнением»...

П.Стрепетова в роли Катерины
П.Стрепетова в роли Катерины
П.Стрепетова в роли Катерины

Так что же в театре? А театр и церковь вообще относились друг к другу прохладно, и в драматургии жили все те же неписаные законы, унаследованные от европейской драмы. Уже в первой русской трагедии "Хорев" (а это 1747 год!) благородный добродетельный герой закалывается кинжалом, потеряв свою возлюбленную Оснельду. А кто скажет, что автор "Хорева" Александр Петрович Сумароков не состоял в православной вере?

Но вернемся же наконец к Островскому.

А.Н. Островский
А.Н. Островский
А.Н. Островский

Был ли он православным христианином? Формально да, как и большая часть населения страны в то время. Он был крещен, среди его родных встречаются духовные лица. Но о его отношениях с религией – как художника – написаны целые работы (например, очень достойная большая статья Татьяны Москвиной "Бог в творчестве А. Н. Островского. Христос И Ярило"). Если пересказать их суть в двух словах, то пожалуйте: фанатичным христианином Александр Николаевич Островский не был никогда. Более того, в его пьесах находят множество неприкрыто языческих и пантеистских мотивов (чего стоит одна "Снегурочка", которая христианству совершенно противоположна по комплексу заложенных в ней идей). Татьяна Москвина, на мой взгляд, очень точно заметила, что у Катерины - свой бог, радостный и слитый с природой, противостоящий жестокому "домашнему" богу Кабанихи, и уходя из жизни, Катерина ничем не противоречит своему милому, солнечному богу:

Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче!

И замечает, словно на минуту припомнив карающего "калиновского бога":

Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...
Р.Нифонтова в роли Катерины
Р.Нифонтова в роли Катерины
Р.Нифонтова в роли Катерины

Позже "грех" упомянет только жестокая Кабаниха. А просвещенный Кулигин произнесет свою самую знаменитую фразу, которую большинство критиков считает выражающей авторскую позицию:

Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Ну и для сравнения: другой писатель того времени – богоискатель Достоевский, чье творчество пронизано христианскими мотивами, – действительно "наказывал" самоубийством самых отвратительных своих героев: Свидригайлова, Ставрогина, Смердякова. У него их смерть – жалкий акт отчаяния. Впрочем, и для театра Достоевский не писал.

А вот у драматурга и "полуязычника" Островского утопившейся Катерине будет придана черточка, которой в христианской религии наделяются святые: мертвая она "точно, ребяты, как живая!".

Кстати, Лариса из более поздней "Бесприданницы" повторить ее путь не решится. Почему? Об этом мы непременно поговорим позже.

©Ольга Гурфова

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Другие посты серии «Загадки "Грозы"»:

Что на самом деле Добролюбов назвал "лучом света в темном царстве" (нет, не Катерину!)

Загадки "Грозы": куда исчезает в конце пьесы Варвара?

Загадки "Грозы": так в чем вина Бориса?

Кабаниха: злой гений или мудрая мать?

Кабаниха vs Катерина: "кто первый начал"?

Любовь и проблемы пола в Калинове

"Костромская Лора Палмер": последняя загадка "Грозы"

Удобный путеводитель по всем моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!