8359 subscribers

Заклепочники 19 века: за что ругали первые постановки "Горя от ума"

279 full reads

Тех, кто выискивает в книгах и фильмах неточности, анахронизмы и ляпы, обычно называют "заклепочниками".

Однако свои заклепочники были и в XIX веке.

"Северная пчела" возмущенно пишет в 1838 году про спектакль "Горе от ума" на гастролях в Петербурге:

"Горе от ума". Илл. М.Башилова. Источник: http://museumschelykovo.ru/
"Горе от ума". Илл. М.Башилова. Источник: http://museumschelykovo.ru/


"Бал в третьем акте представляется у нас в карикатуре — и совершенно напрасно. Таких фигур, какие тут являются, нет даже в провинции, не только в Москве.

Сцена бала в 3 акте. Фото, разумеется, из куда более позднего спектакля - "Горя от ума" Московского Художественного театра (1906 г.). http://istoriya-teatra.ru/
Сцена бала в 3 акте. Фото, разумеется, из куда более позднего спектакля - "Горя от ума" Московского Художественного театра (1906 г.). http://istoriya-teatra.ru/

Музыка этого бала — чистый анахронизм. Действие комедии происходит в двадцатых годах, потому что говорят еще о пожаре Москвы как о недавнем деле; а между тем вы слышите польский и мазурку из «Жизни за царя» и французскую кадриль из «Девы Дуная»!

На театре должно соблюдать во всем строгую точность или, как говорят техническим языком, костюм, который состоит не в одних костюмах, но и во всех принадлежностях зрелища. Без этого условия очарование зрителя, составляющее цель сценического представления, мигом исчезнет".

Кто бы сейчас заметил этакий "чистый анахронизм"! Но современник негодует. Его можно понять — в постановке использовали мотивы двух популярнейших тогда, просто-таки топовых музыкальных произведений. И совсем свежих!

Патриотической оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя" (как раз 1836 г.)...

Обложка краткого иллюстрированного либретто оперы "Жизнь за царя". 1908 г.
Обложка краткого иллюстрированного либретто оперы "Жизнь за царя". 1908 г.

...и балета "Дева Дуная", написанного композитором А.Аданом (автором "Жизели"). Парижские зрители увидели премьеру в 1836 году, а Россия ненамного отстала от трендов: в 1837 году балет показали в Петербурге, а 1838 — в Москве.

Мария Тальони в балете "Дева Дуная". Худ. П.Басин
Мария Тальони в балете "Дева Дуная". Худ. П.Басин

Так что это только мы готовы великодушно махнуть рукой на разницу в 15-18 лет для начала XIX века. А вот для гневного рецензента из "Северной пчелы" такое смешение было... ну, пожалуй, как если бы у нас в фильме о 1999 годе появился Оксимирон.

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь . Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.