Ясноглазая Клара Серена: девочка, которая не выросла

9 January

Художник положил кисть и сделал несколько шагов назад. Светлые глаза девушки, чей образ теперь был завершен, смотрели с неясной печалью. "Доченька", - тихо прошептал он.

Его Клара Серена была словно живая. Те же прозрачные зеленые глаза, отливающие темным золотом волосы, изгиб нежных губ...И все же. Его девочка - совсем еще ребенок. А эта - юная, словно едва распустившийся цветок. Уже не дитя, но еще и не женщина.

Первая дочь Питера Пауля Рубенса родилась тогда, когда художник уже добился своей славы. Вместе со славой пришли и деньги, о которых он, вынужденный с 13 лет самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, и мечтать когда-то не мог. Дочь, первый его ребенок от первой жены.

«В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Свадебный портрет Рубенса с Изабеллой Брант. 1609 г.
«В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Свадебный портрет Рубенса с Изабеллой Брант. 1609 г.

Когда после долгих лет жизни в Италии, Рубенс вернулся в родной Антверпен, он практически сразу сделал предложение Изабелле Брант, хорошенькой девушке из хорошей семьи. Ему было 32, ей - 18. Их свадьба состоялась в октябре 1609 года, а в марте 1611 на свет появился их первый ребенок - девочка.

В то время художник работал при дворе эрцгерцога Альберта и его супруги, Изабеллы Клары Евгении. Последняя, вероятно, и стала крестной матерью малышки, получившей в честь нее свое имя - Клара Серена.

Свою личную жизнь знаменитый художник умело скрывал от посторонних глаз, поэтому о том, как росла Клара ничего не известно. Судить о ней можно лишь по "домашним" портретам, которые занимают отдельную нишу в творчестве Рубенса.

С этого, например, смотрит на зрителя удивленными глазами светловолосая девочка лет 5-6.

Портрет Клары Серены Рубенс. 1616—1618. Из коллекции Лихтенштейнов.
Портрет Клары Серены Рубенс. 1616—1618. Из коллекции Лихтенштейнов.

Впрочем, нет сомнений, что жизнь ее проходила легко и светло, чему немало способствовала и любовь матери, и растущее благосостояние отца. За несколько месяцев до рождения дочери Рубенс приобрел большой земельный участок с домом, который перестроил на свой вкус. Рядом с домом разбил прекрасный сад, куда по его заказу привозились самые диковинные растения.

Художник прочно обосновался в Антверпене и более уезжать не собирался. Да в этом и не было нужды. Рубенс оказался не только прекрасным художником, но и хорошим управленцем, создав свою небольшую художественную империю. В его мастерской трудились над картинами мастера: кто-то писал фигуры, кто-то - пейзажи, кто-то плоды и цветы...На выходе получалась картина, стоившая немало. Вдвое же стоила та, которую Питер Пауль писал лично. С картин писались уменьшенные копии (кстати, одно время эти копии писал ван Дейк), с них создавались гравюры, распространяемые по всей Европе. Авторское право художника защищалось: незаконное воспроизведение гравюр по его картинам каралось изъятием всего тиража и приличным штрафом.

Итак, благодаря огромному трудолюбию и деловой хватке, благосостояние отца Клары Серены росло. Увеличивалась и семья: в 1614 году на свет появился сын Альберт, спустя еще четыре года, в 1618, Николас.

Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. после 1618 г. Из частной коллекции.
Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. после 1618 г. Из частной коллекции.

Слава Рубенса гремела широко: в 1622 году, по приглашению Марии Медичи, он отправился во Францию, где получил крупный заказ на создание картин для Люксембургского дворца. С этого времени в жизни художника начинается темная полоса. Ему не нравится Париж и заказ не приносит удовлетворения. Когда он возвращается в Антверпен, на него нападает один из граверов, работавших в его мастерской. В 1623 году заболевает Клара Серена...

Приблизительно в 1623 году Рубенс создает набросок, подписанный «придворная дама инфанты Брюссельской». Предполагается, что для этого эскиза художнику позировала уже болевшая тогда дочь.

Набросок к портрету, ок. 1623 год. Альбертина, Вена. Сверху на эскизе можно разобрать «Sael doegter van de Infante tot Brussel» («придворная дама инфанты Брюссельской»), откуда и получила своё название следующая картина.
Набросок к портрету, ок. 1623 год. Альбертина, Вена. Сверху на эскизе можно разобрать «Sael doegter van de Infante tot Brussel» («придворная дама инфанты Брюссельской»), откуда и получила своё название следующая картина.

Осенью 1623 года двенадцатилетней Клары Серены не стало. Спустя три года Рубенс потерял и свою Изабеллу: жизнь тридцатичетырехлетней женщины унесла эпидемия чумы, затронувшая Антверпен. Смерть Изабеллы отвратила художника от живописи: он почти перестал рисовать сам, передавая все заказы в свою мастерскую.

Между тем, к середине 1620-х годов относится нетипичный для Рубенса портрет. На нем - нежное лицо совсем юной девушки. Прозрачные серые глаза, бархат светлой кожи, изящные дуги бровей, золотистые волосы...Оттеняет лицо строгое черное платье с белым воротником-фрезой по испанской моде.

Портрет камеристки инфанты Изабеллы (Портрет дочери Рубенса Клары Серены?). середина 1620-х годов. Из собрания Эрмитажа
Портрет камеристки инфанты Изабеллы (Портрет дочери Рубенса Клары Серены?). середина 1620-х годов. Из собрания Эрмитажа

Предполагается, что это и есть Клара Серена. Такая, какой она могла бы стать. Рубенс писал ее руководствуясь своим воображением, подсказывавшим ему как могла бы выглядеть его девочка...В свои 16? 17?

Художник не считался мастером психологического портрета - он тяготел к внешнему, часто упуская внутреннее. Но здесь, задумчивый, чуть грустный взгляд девушки приоткрывает завесу над тайнами ее души.

Этот внутренний свет модели всегда обращал на себя внимание зрителей. Загадочная девушка с портрета волновала умы и сердца. Волнует и до сих пор. Увидев ее, посвятил ей свое стихотворение поэт Андрей Дементьев:

"Смотрю на портрет камеристки...". Автор - А. Дементьев
"Смотрю на портрет камеристки...". Автор - А. Дементьев

P.S. Четыре года понадобилось Рубенсу, чтобы пережить свою утрату. Он вновь женился в 1630, на дочери своего друга. В 1632 году у пары родилась дочь. Назвали ее Клара Иоанна.