Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы. Счастливый "тринадцатый". Гвардейский "Сообразительный"

Оглавление

Состояние Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) СССР в начале 30-х годов требовало принятия срочных мер. Оставшиеся в строю после трагических событий Гражданской войны и интервенции корабли были немногочисленны, изношены и совершенно не соответствовали современным требованиям войны на море. В Черноморском флоте, например, несло службу всего пять эсминцев типа "Новик".

Условия были непростыми, хотя в ходе начавшейся индустриализации промышленные возможности Страны Советов росли на глазах, многолетний перерыв в проектировании и постройке боевых кораблей, потеря значительной части инженерных и рабочих кадров во время войны, разрухи и эмиграции, не позволяла своими силами создать проекты крупных современных кораблей. Школа в судостроении создается десятилетиями.

Наиболее простым и быстрым способом стало привлечение иностранного опыта, благо в период "великой депрессии" договороспособность западных фирм выросла на порядок. Удачнее всего шли переговоры с итальянской фирмой "Ансальдо", да и новейший итальянский эсминец "Маэстрале" специалистам советской делегации понравился.

В итоге Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) на основе итальянского прототипа подготовило проект "серийного эсминца" для массового строительства. 21 декабря 1934 года проект был утвержден Советом Труда и Обороны и, не ожидая результатов испытания головного корабля, запущен рекордной серией. Это был "проект 7".

Заложили 53 корабля на шести заводах (по два на Балтике,Черном море и Тихом океане), 21 флот должен был получить в 1937, 32 в 1938 году. Приоритеты также были расставлены конкретно-22 эсминца Тихоокеанскому флоту, 21-Балтийскому и лишь 10 Черноморскому.

На тот момент Турция считалась дружественным государством (помощь Советской России в войне Кемаля Ататюрка против Антанты переоценить невозможно), а румынский флот ничтожным.

Грандиозные планы спутало случайное событие, 13 мая 1937 года на дрейфующей мине у берегов охваченной гражданской войной Испании подорвался английский эсминец "Хантер". Мину поставили франкисты, а британский эсминец, занимавшийся блокадой в рамках политики "невмешательства", потерял ход и был вытащен с минного поля республиканским эсминцем "Лазага" на буксире.

Силовая установка "Хантера", как и у проекта 7 была размещена по линейной схеме. В Кремле пример выхода из строя силовой установки от единственного взрыва вызвал разбирательство на уровне СТО в августе 1937 года. Время было крайне неспокойное. Опасения насчет низкой живучести строившихся большой серией кораблей привели к приостановке строительства и пересмотру проекта. От полной перезакладки, к счастью отказались. В конечном итоге по первоначальному проекту достроили 29 эсминцев, 6, находившихся на начальном этапе, разобрали, а 18 перезаложили по "улучшенному" проекту.

Улучшенный проект ( проект 7-У) разработали совместно ЦКБ-17(бывший ЦКБС-1) и КБ Северной судостроительной верфи им. А. Жданова, 29 августа 1938 года Наркомат ВМФ его утвердил. Главным конструктором был Н. А. Лебедев с Северной верфи.

Перезакладку производили только на черноморских и балтийских верфях, тихоокеанским разрешили достройку по базовому проекту. Основное отличие-эшелонная схема силовой установки, с чередованием машинных и котельных отделений.

Испытания головного корабля проекта 7-У, эсминца «Сторожевой», осенью 1939 года выявили сильную перегрузку и, соответственно, низкую остойчивость. Доработка проекта и устранение многочисленных выявленных недостатков, повлекли задержку с принятием в строй головного корабля на год с лишним и затягивание сроков строительства остальных кораблей. Остойчивость, кстати, увеличили за счет принятия твердого балласта.

В итоге к 1941 году ЧФ получил лишь один эсминец проекта, а БФ-8. Еще 9 эсминцев (в т.ч. 4 на ЧФ) достраивали уже перед самой войной и во время войны, до 1942 года включительно.

15 октября 1936 года на заводе № 200 имени 61 коммунара в Николаеве был заложен эсминец «Прозорливый» по проекту 7. Заводской номер 1078.

3 марта 1939 года корабль перезаложили по проекту 7-У и 26 августа 1939 года спустили на воду. 25 сентября 1940 года он был переименован в «Сообразительный». В конце 1940 года корабль для проведения испытаний был переведен в Севастополь. 10 мая эсминец был принят флотом, а 7 июня 1941 года, за две недели до войны, подняв советский военно-морской флаг, он вошел в состав 3-го дивизиона эсминцев Отряда легких сил Черноморского флота.

В ноябре 1940 года в командование кораблем вступил старший лейтенант Сергей Степанович Ворков, на следующие четыре года судьба корабля неразрывно связана с его именем.

-2

-3
-4

-5

«Сообразительный» (до 25 сентября 1940 года - "Прозорливый", после 20 марта 1956 года - "СДК-11", после 12 февраля 1957 года - спасательное судно "СС-16", после 31 декабря 1963 года (14 сентября 1969 года) - корабль цель "ЦЛ-3").

ССЗ № 200 им. 61 коммунара, Николаев. Номер верфи 1078. Заложен 15 октября 1936 года, перезаложен 3 марта 1939 года, спущен на воду 26 августа 1939 года. Принят госкомиссией 10 мая 1941 года и 7 июня 1941 года (по другим данным 24 июня 1941 года) вступил в строй.

В 1951 - 1958 годах перестроен в спасательное и дезактивационное судно по проекту 32 ( с 17 февраля 1956 года, в качестве спасательного корабля с 12 февраля 1957 года). С 27 марта 1960 года находился в резерве. Переклассифицирован в судно-цель 14 сентября 1963 года Исключен из списков ВМФ 19 марта 1966 года. В 1966 - 1968 годах был разобран на металл в Инкермане.

Водоизмещение 2404 (стандартное), 2529 т (полное). Длина 112,5 м (наибольшая). Ширина 10,2 м (наибольшая). Осадка 5,01 м.
Двигатели-два турбозубчатых агрегата «Парсонс», 54 000 л. с. Движитель- 2 трёхлопастных гребных винта диаметром 2,9 м. Скорость хода 36 узлов. Запас топлива 252 - 493 тонн. Дальность плавания 1380 миль при 20 узлах. Экипаж 271 человек (офицеры 15, мичманы 57, матросы 199)
Вооружение- 4 × 1 130-мм установки Б-13-2с, Зенитная артиллерия- 2 × 1 76,2-мм установки 34-К, 7 × 1 37-мм установки 70-К, 8 × 12,7-мм пулеметов ДШК. Навигационное вооружение-гирокомпас «Курс». Противолодочное вооружение- 2 бомбомёта БМБ-1,20 глубинных бомб Б-1 или 30 глубинных бомб М-1. Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата 1-Н серии 2 (12 торпед), 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения КБ-3 или 96 мин обр. 1912 г.

Однотипные корабли: Смышлёный (до 1940 — Полезный), Сторожевой, Стойкий, Страшный, Сильный, Смелый, Строгий, Скорый, Свирепый, Статный, Стройный, Славный, Суровый (до 1940 — Летучий), Сердитый (до 1940 — Лихой), Совершенный (до 1940 — Бесстрашный), Свободный(до 1940 — Бесшумный), Способный (до 1940 — Подвижный).

-6

-7
-8

Основное отличие проекта 7-У -эшелонная компоновка силовой установки. Котельные отделения ( с четырьмя котлами вместо трех) располагались между машинными отделениями с турбозубчатыми агрегатами. Четырем из пяти черноморских эсминцев проекта достались ГТЗА «Парсонс» ( из 12 закупленных Наркоматом внешней торговли в 1936 годах у британских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс»). Преимуществом британских установок была возможность холодного запуска. Пар вырабатывали четыре водотрубных котла увеличенного размера, они на два метра возвышались над главной палубой. Мощность установки стала выше, но и потребление топлива увеличилось, а дополнительный мазут разместить было уже негде. На испытаниях эсминец показал максимальную скорость 36,8 узла.

Более того, размещение балласта для улучшения остойчивости уменьшило и так не очень большой объем цистерн.

Одним из просчетов проектировщиков стало применение маломарганцевистой стали, которая оказалась при увеличенной прочности слишком хрупкой. Особенно это было заметно в бою при обстреле-листы обшивки раскалывались и давали большое количество осколков. Обычная же судостроительная сталь , которая использовалась для палубы и надстроек, этого недостатка не имела.

Большинство соединений производилось клепкой, но для части конструкции была использована сварка.

-9
-10
-11

Артиллерия у проекта 7-У осталась та же- четыре 130мм /50 орудия Б-13-2 производства завода "Большевик", защищенные орудийными щитами с легкими козырьками. Установки размещались попарно в носовой и кормовой части по линейно-возвышенной схеме. Боекомплект составлял 150 (до 185) выстрелов на ствол. Подача снарядов шла вручную, с пневмодосылателем.

Для ПВО использовалась пара 76 мм универсальных установок 34-К на корме. В отличие от исходного проекта количество 45 мм полуавтоматов 21-К было увеличено до трех. Стояли они на площадке за первой дымовой трубой. Вместо двух 12,7 мм пулеметов ДШК поставили четыре, кроме двух на мостике, два-за полубаком.

В итоге наиболее защищенной от атак авиации была кормовая часть, по курсу же корабль был почти беззащитен. Кроме того зенитные средства группировались в двух местах и были уязвимы для поражения парой снарядов или бомб.

Основным врагом наших кораблей в войну стала немецкая авиация, поэтому ПВО постепенно усиливалось.

С июля 1941 года добавили 37 мм автоматы 70-К на площадке у второй трубы, потом этими автоматами стали заменять неэффективные 45 мм полуавтоматы 21-К.

К 1943 году «Сообразительный» имел на вооружении две 76-мм пушки 34-К, семь 37-мм автоматов 70-К, четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.

7-У в отличие от предшественника получил новые торпедные аппараты 1-Н с комбинированной, пороховой и пневматической, системой пуска торпед. Вращающиеся трехтрубные установки размещались на миделе. Скорость пуска увеличилась до 15-16 м/с( у установок 39-Ю на 7- 12 м/с), что позволило выпускать торпеды на острых курсовых углах. Штатные 533-мм торпеды- 53-38, 53-38У и 53-39. Увы, целей для торпед на Черном море не нашлось и в боях они не применялись.

Так же как на предшественнике, на эсминце можно было перевозить 58 мин КБ-3 или 62 мины образца 1926 г. или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз), 10 больших Б-1 и 20 малых глубинных бомб М-1.

В ходе войны были установлены два бомбомёта БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.

Гидрофон "Марс" позволял отслеживать подводные лодки-но при скорости самого корабля не более 3 узлов.

Система управления огнем состояла из ПУС "Мина" , разработки ленинградского завода «Электроприбор»( специально для "семерок").

Центральный автомат стрельбы ЦАС-2 на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. Слабым звеном в комплексе был гирокомплекс "Курс", автоматически обеспечивавший систему данными о курсе корабля. Система «Мина» позволяла вести раздельный огонь носовой и кормовой группами артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Также она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов. «Сообразительный» имел еще и автокорректор для ведения прицельного огня по берегу.

К сожалению, системы управления зенитным огнем тогда на корабле не было. Предусмотренная проектом МПУАЗО еще не была готова.

Экспериментальные МПУАЗО «Союз-7У» появились только в июне 1941 года и в итоге была установлена только на двух эсминцах ЧФ-«Способный» и «Свободный» и одном балтийском- «Строгий». Для «Сообразительного» наведение оставалось индивидуальным.

Эскадренный миноносец Соообразительный после модернизации, 1947 год. Фото из коллекции С.А. Балакина
Эскадренный миноносец Соообразительный после модернизации, 1947 год. Фото из коллекции С.А. Балакина

Эскадренный миноносец Соообразительный после модернизации, 1947 год. Фото из коллекции С.А. Балакина
Эскадренный миноносец Соообразительный после модернизации, 1947 год. Фото из коллекции С.А. Балакина
Эскадренный миноносец Соообразительный после модернизации, 1947 год. Фото из коллекции С.А. Балакина
Эскадренный миноносец Соообразительный после модернизации, 1947 год. Фото из коллекции С.А. Балакина

При модернизации в 1947 году на корабле добавили дополнительный 37 мм автомат и четыре спаренных пулеметных установки Browning. Были демонтированы 76 мм орудия и пулеметы ДШК.

С появлением опасности ядерной войны в начале 50-х годов «Сообразительный» вместе с несколькими систершипами был переоборудован в спасательные и дезактивирующие корабли проекта 32. Они должны были оказывать помощь советским кораблям, атакованным ядерным, биологическим и химическим оружием. Они были также оборудованы для ядерной, биологической и химической разведки в угрожаемых районах, для буксировки поврежденных кораблей вплоть до легких крейсеров из зоны заражения, для оказания помощи экипажам пострадавших судов, тушения пожаров и дезактивации помещений. Также они могли оказать помощь экипажам затонувших подводных лодок.

Для размещения необходимого оборудования сняли торпедные аппараты, вместо артиллерии главного калибра поставили две спаренные 57 мм установки ЗиФ-31БС. Мостик расширили и закрыли лобовым стеклом, мачту заменили на треногу с антеннами РЛС наведения Лин-М, навигационной РЛС «Створ» и системы идентификации «свой-чужой» «Никхром» .

Специальное оборудование-дозиметрический блок , станция ​​химического контроля, автоматическая сигнализация применения отравляющих веществ, система пенного пожаротушения, водозащита для смыва осадков за борт и две станции дезактивации. Два насоса были установлены в бывших артпогребах , на палубе и надстройке были установлены лебедки, подвески для тросов, баллоны со сжатым воздухом и декомпрессионное оборудование.

Уже на рассвете 22 июня 1941 года зенитки эсминца открыли огонь по немецким самолетам, атакующим Севастополь. А 25 июня эсминец ушел в набеговую операцию на румынский порт Констанца. Он входил в группу поддержки с крейсером "Ворошилов" и однотипным эсминцем "Смышленый". Основной же удар по нефтяному порту наносили лидеры "Москва" и "Харьков", а также авиация Черноморского флота.

Операция оказалась не до конца продуманной и закончилась катастрофой. Лидер "Москва" погиб, "Харьков" был сильно поврежден. "Сообразительный" выводил "Харьков" на базу, отбивая атаки подводной лодки и вражеских самолетов. Эсминец отбомбился по атакующей подводной лодке четырьмя большими и шестью малыми глубинными бомбами. После взрывов на поверхности появилось большое масляное пятно, над водой появилась и быстро ушла под воду корма и часть рубки подводной лодки. Но сведений о гибели в этом месте в это время какой-либо подводной лодки до сих пор нет. Иногда упоминается советская Щ-206, но она выходила на связь 28 июня, уже после всего и не упоминала о происшествиях.

В конце августа эсминец вошел в состав одесских конвоев, доставляя войска и грузы, выгружая боекомплект на румынские позиции. Только с 31 августа по 2 сентября румынские войска получили 384 "подарка". По другим данным эсминец израсходовал тогда в Одессе 364 130-мм, 80 76-мм и 327 45-мм снарядов.

Эсминец лихо и со смекалкой избегал и вражеских бомб и обстрелов с берега. Как-то возвращаясь после стрельб в порт через пристрелянные береговыми батареями проходы, он на 25 узлах проскочил в гавань, прикрываясь дымовой завесой и аккуратно вовремя отдал якоря у причала. Наблюдатели отмечали высокую эффективность стрельбы эсминца, за что экипаж получил благодарность Военного Совета ООР.

С 5 июля базой эсминца стал Новороссийск. 25 сентября эсминец на буксире привел в Севастополь из Одессы тяжело повреждённый эсминец «Беспощадный» с полуоторванным носом. В ночь на 1 ноября, после захвата фашистами аэродромов в Крыму, "Сообразительный" вместе с "Ташкентом" эскортировал переход из Севастополя в Поти линкора«Парижская Коммуна» и крейсера «Молотов».

Эскадренный миноносец «Соообразительный» в Корабельной бухте Севастополя, 1941 год. Фото из коллекции В. В. Костриченко
Эскадренный миноносец «Соообразительный» в Корабельной бухте Севастополя, 1941 год. Фото из коллекции В. В. Костриченко

1941
1941
-17
-18

"Сообразительному" доверили и ответственную операцию по сопровождению к Босфору танкеров «Аванесов», «Туапсе», «Сахалин» и ледокола «Микоян» в конце ноября. Их переводили на Дальний Восток. Конвой обеспечивали лидер «Ташкент» и эсминцы «Сообразительный» и «Способный». Несмотря на то , что конвой попал в 10-балльный шторм, задача была выполнена. Правда 29 ноября в Туапсе эсминец дошел на последней капле мазута.

29-31 декабря во время Керченско-Феодосийской десантной операции охранял второй отряд транспортов. Из Туапсе он привел транспорты «Курск», «Фабрициус» и «Красногвардеец» с войсками и техникой. 31 декабря на удачливый эсминец перевел штаб с крейсера «Красный Кавказ» командир отряда высадки капитан 1 ранга Н.Е. Басистый. 31 декабря эсминец поддержал десант огнем, израсходовав 122 снаряда, и отбил 5 налетов немецкой авиации.

1 и 2 января 1942 года эсминец продолжал огневую поддержку десанта, израсходовав еще 161 снаряд. За 4 дня эсминец выпустил по сухопутному и воздушному противнику 283 130-мм, 144 76-мм и 146 45-мм снарядов и 330 12,7-мм патронов. А всего за 1941 год он совершил 43 боевых выхода в море, отконвоировал 44 транспорта, прошел 13 874 мили за 1108 ходовых часов.

15 января эсминец с войсками вышел из Новороссийска для высадки десанта в районе Судака. Уже в пути оказалось, что «Сообразительный» принял на борт десант для эсминца «Шаумян» и наоборот. При этом у отрядов были разные районы высадки. Пришлось десантам менять задачи и заново инструктировать. Ранним утром 16 января «Сообразительный» завершил высадку своего десанта (241 солдат 226-го горнострелкового полка) в бухте Новый Свет. С 18 января по 1 марта эсминец оказывал артиллерийскую поддержку войскам Крымского фронта.

Кроме немецких самолетов и артиллерии противником эсминца стала погода. 22 января командир спас корабль во время страшного урагана, повредившего 10 судов в новороссийской бухте. Он вовремя вывел корабль на внешний рейд.

Но в открытом море от буйства стихии спрятаться негде. 21 февраля при возвращении в порт попал в жестокий шторм, получил многочисленные повреждения обшивки и надстроек, сломалась и упала за борт грот-мачта.

6 марта эсминец перевозил очередное подкрепление в Севастополь и в ночь на 7-е попал в 6 балльный шторм. Подлатанные после предыдущего шторма трещины проявились вновь и стали больше. Корабль принял около 300 тонн воды, с борта волной смыло четыре глубинных бомбы. В Севастополь эсминец пришел не в лучшем состоянии, но отбился и от немецких бомбардировщиков и увернулся от обстрела артиллерией. Опять помогла дымовая завеса. Обратно он ушел с крейсером «Коминтерн» и транспортом «Кубань».

Во время следующих походов в Севастополь эсминец обстреливал немецкие позиции 29 апреля, 13 мая, 9 мая отстрелялся по немцам у Феодосии, пытаясь остановить немецкое наступление на Керченский полуостров (операция «Охота на дроф»).

Вечером 26 июня эсминец загрузился в Поти боеприпасами для Севастополя. Утром 27-го, уже из Новороссийска он был срочно направлен на помощь лидеру "Ташкент", который был атакован немецкой авиацией при переходе из Севастополя. 27 июня эсминец встретил тяжело поврежденный лидер «Ташкент» в 26 милях от берега. Принявший около 1000 тонн воды и погрузившийся носом по верхнюю палубу, лидер чудом держался на плаву. А на его борту находилось около 3000 человек.

27 июня 1942 г. «Сообразительный» на полном ходу пересекает курс тяжело поврежденного лидера «Ташкент».
27 июня 1942 г. «Сообразительный» на полном ходу пересекает курс тяжело поврежденного лидера «Ташкент».

«Сообразительный» за 22 минуты по перекинутым сходням принял с него на борт 1975 человек — раненых, детей и женщин, которых лидер успел взять в Севастополе. Разместить столько людей на небольшом корабле было чрезвычайно сложно-250 человек поместили на полубаке, 1200 человек на шкафуте правого и левого бортов, 300 человек — на юте, остальные — в кубриках. Кроме того эсминец шел в Севастополь с грузом боеприпасов- 70 тонн 305 мм снарядов для 35-й батареи, 20 тонн снарядов к зенитной артиллерии. Их очень не хватало в Севастополе, но доставить их уже не получалось. Перегруженный эсминец мог перевернуться в любой момент, маневры были смертельно опасны.

Самый угрожающий момент был уже в новороссийской гавани. Сотни обезумевших людей скопились на одном борту, перелезая через поручни на причал. Корабль навалился левым бортом на причал с креном 15 градусов и не перевернулся благодаря тому, что моряки успели закрепить швартовые концы.

Везучесть эсминца подтвердилась во время очередной побудки 2 июля в Новороссийске (подробно - в статье про лидер "Ташкент"). 64 «Юнкерса-88» с прикрытием из 15 истребителей неожиданно появились над бухтой и сбросили около 170 бомб. Всего за 15 минутную атаку были уничтожены: лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» и несколько малых судов. Многие корабли получили серьезные повреждения. «Сообразительный» родился в рубашке, на нем шли учения зенитчиков и атакующие самолеты были встречены плотным огнем.

Он получил повреждения только от близких разрывов. Самым неприятным было попадание полутонной бомбы в жд тупик рядом с бортом. Полубак завалило метровым слоем щебня и земли, а закрученные рельсы заклинили нос корабля с пирсом. От чудовищного сотрясения вышли из строя все приборы, вплоть до компасов. Опасаясь новой атаки эсминец с остатками флота был переведен в Туапсе.

В сентябре-декабре интенсивность боевых действий флота снизилась, сказались и потери и ограниченные возможности базирования. 1 и 4 сентября «Сообразительный» вместе с лидером «Харьков» обстрелял немцев под Новороссийском, 3 октября вместе с эсминцем «Бойкий» обстрелял порт Ялта, где по данным разведки немцы собирали суда для перевозки войск на Таманский полуостров, 203 снарядами.

17 октября эсминец в составе отряда кораблей доставил из Поти в Туапсе части трех стрелковых бригад. Всего в период боев за Туапсе «Сообразительный» перевез свыше 3100 бойцов и командиров.

В ноябре, во время перехода в Поти, экипаж понес единственные потери за время войны- из-за разрыва паровой трубы в котельной от ожогов погибло пять моряков.

После ремонта в декабре участвовал в двух небольших набеговых операциях . Одна из них, правда, планировалась как большая. Командование решило повторить набег на румынское побережье. Для операции выделили крейсер «Ворошилов», лидер «Харьков», эсминец «Сообразительный» (1-й отряд), эсминцы «Беспощадный» и «Бойкий» (2-й отряд).

Крейсеру предстояло уничтожить порт Супина, лидеру- проверить остров Фидониси на предмет наличия аэродрома и базы катеров, «Сообразительный» должен был охранять крейсер и попутно уничтожить береговую радиостанцию. Второму отряду надлежало обстрелять порт Мангалия.

Но 1 декабря, уже при обстреле маяка у Фидониси, «Ворошилов» дважды подорвался на минах. Операция провалилась, но отряду удалось вернуться без потерь.

Всего за 1942 год эсминец совершил 102 выхода в море, прошел 27 693 мили за 1530 ходовых часов.

Эскадренный миноносец «Соообразительный» в Батуми, 18 января 1943 года. Фото из коллекции С. А. Балакина
Эскадренный миноносец «Соообразительный» в Батуми, 18 января 1943 года. Фото из коллекции С. А. Балакина
Эскадренный миноносец «Сообразительный» .1942 год (фото из коллекции А.Бричевского)
Эскадренный миноносец «Сообразительный» .1942 год (фото из коллекции А.Бричевского)
Эскадренный миноносец «Соообразительный» принимает на борт морских пехотинцев, август 1942 года. Фото из коллекции С. А. Балакина
Эскадренный миноносец «Соообразительный» принимает на борт морских пехотинцев, август 1942 года. Фото из коллекции С. А. Балакина
-23
Эскадренный миноносец «Сообразительный» в походе 1944
Эскадренный миноносец «Сообразительный» в походе 1944
-25
Эскадренный миноносец «Сообразительный» Черноморского Флота, 1942 год (фото из коллекции А.Бричевского
Эскадренный миноносец «Сообразительный» Черноморского Флота, 1942 год (фото из коллекции А.Бричевского
-27
Эскадренный миноносец Соообразительный, 1944 год. Фото из коллекции А.Н. Соколова
Эскадренный миноносец Соообразительный, 1944 год. Фото из коллекции А.Н. Соколова
Tashkent_and_Soobrazitelny_1942-07-27
Tashkent_and_Soobrazitelny_1942-07-27

Февраль 1943 года стал для эсминца последним боевым месяцем. Он выпустил 295 снарядов по немецким позициям под Новороссийском 1 февраля, еще 310 снарядов отправил фашистам 4 февраля при огневой подготовке высадки десанта у Южной Озерейки — Станички. 22 февраля вместе с "Харьковом" опять утюжил немецкие окопы под Новороссийском, поддерживая десантников на Малой земле, а 25 февраля 60 снарядов израсходовал против гитлеровцев в Анапе.

В первой половине 1943 года эсминец израсходовал в общей сложности 605 130-мм снарядов.

Построение экипажа эсминца «Сообразительный» перед вручением гвардейского военно-морского флага.
Построение экипажа эсминца «Сообразительный» перед вручением гвардейского военно-морского флага.

1 марта 1943 года за проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за высокую организованность и беспримерный героизм личного состава эскадренный миноносец «Сообразительный» приказом № 80 Народного комиссара Военно-Морского Флота от 1 марта 1943 года был преобразован в гвардейский. Все члены экипажа награждены орденами и медалями Советского Союза.

Из-за напряженного графика церемония вручения состоялась лишь 6 июня.

Матросская песня. Эскадренный миноносец «Сообразительный»1943
Матросская песня. Эскадренный миноносец «Сообразительный»1943
Редколлегия гвардейского эсминца Сообразительный за выпуском стенной газеты Залп. 05.1943г
Редколлегия гвардейского эсминца Сообразительный за выпуском стенной газеты Залп. 05.1943г
1944
1944
Эскадренный миноносец «Сообразительный».Выступление командующего эскадрой вице-адмирала Льва Владимирского на митинге в связи с преобразованием корабля в гвардейский
Эскадренный миноносец «Сообразительный».Выступление командующего эскадрой вице-адмирала Льва Владимирского на митинге в связи с преобразованием корабля в гвардейский
-35

А после потери трех эсминцев в результате действий немецкой авиации 6 октября 1943 года было запрещено использование крупных боевых кораблей Черноморского флота без специального разрешения Ставки.

Это совпало с прекращением активной деятельности корабля. Износ корпуса и механизмов за два года боев давал о себе знать, к этому моменту «Сообразительный» прошел уже без капремонта более 50 000 миль. В начале августа корабль встал на ремонт и в боях более не участвовал.

Эскадренный миноносец Соообразительный на параде, 1943 год. Фото из коллекции С.А. Балакина
Эскадренный миноносец Соообразительный на параде, 1943 год. Фото из коллекции С.А. Балакина

«Сообразительный» в Поти, 1943 г.
«Сообразительный» в Поти, 1943 г.

5 ноября 1944 года «Сообразительный» с эскадрой Черноморского флота вернулся в свою главную базу Севастополь.

28 декабря 1944 года командиром корабля был назначен капитан 2 ранга Георгий Федорович Годлевский.

За 1943 год им было пройдено 7804 мили, за 1944-й — 3215, за 1945-й — 3198.

Тем не менее корабль еще раз с триумфом вошел в историю. В феврале 1945 года он охранял Ялтинскую конференцию, самое ответственное место-южнее Ливадии.

За годы Великой Отечественной войны «Сообразительный» совершил 218 выходов в море, прошёл 63 785 миль за 361 ходовой день, отконвоировал 32 транспортных конвоя из 59 (по другим данным 53) транспортов с находившимися на них 70 000 человек и 150 000 тонн грузов, перевез 14230 солдат и эвакуированных, около 1000 т груза.

Эсминец провел 56 обстрелов боевых порядков противника (52 по берегу) и около 100 стрельб по самолётам, выпустил 2863 130-мм снаряда (почти 5 боекомплектов), 1215 76-мм, 1623 45-мм и 478 37-мм снарядов. Уничтожено более 30 танков и автомашин, 10 батарей противника, более 8 батальонов пехоты.

Эсминец «Сообразительный» 267 раз подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 (134) раз отбивался от самолётов врага в одиночестве. На «Сообразительный» было сброшено 70 авиабомб, в том числе и несколько 500 килограммовых. Были выпущены 23 торпеды самолетами-торпедоносцами и торпедными катерами противника. 22 раза корабль был обстрелян батареями с берега, по нему выпущено 113 снарядов.

За 1941 год эсминец прошёл 13 874 мили за 1108 ходовых часов, за 1942 год — 27 693 мили за 1530 ходовых часов, за 1943 год им было пройдено 7804 мили, за 1944-й — 3215 мили, за 1945-й — 3198 мили

На его боевом счету 5 (по другим данным — 7) сбитых бомбардировщиков.

Все члены экипажа награждены орденами и медалями СССР. Бывшему зенитчику эсминца В. Я. Ходыреву, в 1942 году направленному в морскую пехоту, присвоено звание Героя Советского Союза.

Потери экипажа за всю войну составили всего 5 человек, погибших в результате аварии парового котла, и 4 раненых.

Больше, лучше и подробнее:

-38
-39

С 19 декабря 1945 года по 25 августа 1947 года эсминец прошел капитальный ремонт и модернизацию на судостроительном заводе № 445 в г. Николаеве. С 29 декабря 1951 года корабль поставили на модернизацию на Севморзавод.

17 февраля 1956 года его переоборудовали в спасательно-дезактивационный корабль проекта 32. 20 марта 1956 года переименован в СДК-11, 12 февраля 1957 года в СС-16. 30 сентября 1958 года СС-16 приняли на вооружение.

27 марта 1960 года он был законсервирован в Севастополе и поставлен в отстойник. С 14 сентября 1963 года реклассифицирован как корабль-мишень, а 31 декабря 1963 года переименован в ЦЛ-3.

Исключен из списков флота 19 марта 1966 года и был разобран на металл в Инкермане. Он был последним уцелевшим эсминцем проекта 7-У. Предложение ветеранов корабля сохранить эсминец в качестве памятника или музейного экспоната было отвергнуто руководством ВМФ.

В 1973 году в память о корабле в СССР была выпущена почтовая марка.
В 1973 году в память о корабле в СССР была выпущена почтовая марка.
-42

Памятный знак эсминца
Памятный знак эсминца

С эсминцем "Сообразительный" связана еще одна интересная история. История вот этой знаменитой фотографии.

-44

Анатолий Леопольдович Голимбиевский, герой этого фото, служил мотористом на черноморском эсминце «Сообразительный».

4 февраля 1943 года он вместе со знаменитым десантом высадился на Малой Земле под Новороссийском. В первом же бою получил пулю в колено. Бойцы захватили немецкий дзот и двое суток обороняли его. На третий день Голимбиевскому удалось гранатой уничтожить немецких пулеметчиков, но он получил еще ранения во вторую ногу и в руку. Только на седьмые сутки его удалось эвакуировать. Гангрена. Ампутация обеих ног.

Однако Анатолий Леопольдович оказался совсем не прост. Он прожил до 80 лет. Женился сразу в госпитале, появилась дочка, он дождался даже правнука. Разъезжал сразу на двух машинах-на "Запорожце" и на "Волге", которую сам переделал на ручное управление. Работал в институте метрологии, у него оказались "золотые руки". Кроме того руководил духовым оркестром. Человек обладал избытком жизнелюбия и оптимизма.

-45
-46
-47

Самое интересное, что этот чрезвычайно удачливый корабль, побывавший в самых горячих сражениях войны, очень активно использовавшийся в боевых операциях, почти всю войну проходил с бортовым номером "13".

Всего четверо раненых и пять погибших при аварии- это для боевого корабля, воевавшего в первой линии, практически чудо.

Но не надо забывать, что вся боевая биография корабля с 1941 по 1944 год связана с именем его бессменного командира Сергея Степановича Воркова . Значительная часть удачи корабля- это профессионализм, выдержка и талант командира.

Командир эсминца С. С. Ворков
Командир эсминца С. С. Ворков

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам