Состояние Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) СССР в начале 30-х годов требовало принятия срочных мер. Оставшиеся в строю после трагических событий Гражданской войны и интервенции корабли были немногочисленны, изношены и совершенно не соответствовали современным требованиям войны на море. В Черноморском флоте, например, несло службу всего пять эсминцев типа "Новик".
Условия были непростыми, хотя в ходе начавшейся индустриализации промышленные возможности Страны Советов росли на глазах, многолетний перерыв в проектировании и постройке боевых кораблей, потеря значительной части инженерных и рабочих кадров во время войны, разрухи и эмиграции, не позволяла своими силами создать проекты крупных современных кораблей. Школа в судостроении создается десятилетиями.
Наиболее простым и быстрым способом стало привлечение иностранного опыта, благо в период "великой депрессии" договороспособность западных фирм выросла на порядок. Удачнее всего шли переговоры с итальянской фирмой "Ансальдо", да и новейший итальянский эсминец "Маэстрале" специалистам советской делегации понравился.
В итоге Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) на основе итальянского прототипа подготовило проект "серийного эсминца" для массового строительства. 21 декабря 1934 года проект был утвержден Советом Труда и Обороны и, не ожидая результатов испытания головного корабля, запущен рекордной серией. Это был "проект 7".
Заложили 53 корабля на шести заводах (по два на Балтике,Черном море и Тихом океане), 21 флот должен был получить в 1937, 32 в 1938 году. Приоритеты также были расставлены конкретно-22 эсминца Тихоокеанскому флоту, 21-Балтийскому и лишь 10 Черноморскому.
На тот момент Турция считалась дружественным государством (помощь Советской России в войне Кемаля Ататюрка против Антанты переоценить невозможно), а румынский флот ничтожным.
Грандиозные планы спутало случайное событие, 13 мая 1937 года на дрейфующей мине у берегов охваченной гражданской войной Испании подорвался английский эсминец "Хантер". Мину поставили франкисты, а британский эсминец, занимавшийся блокадой в рамках политики "невмешательства", потерял ход и был вытащен с минного поля республиканским эсминцем "Лазага" на буксире.
Силовая установка "Хантера", как и у проекта 7 была размещена по линейной схеме. В Кремле пример выхода из строя силовой установки от единственного взрыва вызвал разбирательство на уровне СТО в августе 1937 года. Время было крайне неспокойное. Опасения насчет низкой живучести строившихся большой серией кораблей привели к приостановке строительства и пересмотру проекта. От полной перезакладки, к счастью отказались. В конечном итоге по первоначальному проекту достроили 29 эсминцев, 6, находившихся на начальном этапе, разобрали, а 18 перезаложили по "улучшенному" проекту.
Улучшенный проект ( проект 7-У) разработали совместно ЦКБ-17(бывший ЦКБС-1) и КБ Северной судостроительной верфи им. А. Жданова, 29 августа 1938 года Наркомат ВМФ его утвердил. Главным конструктором был Н. А. Лебедев с Северной верфи.
Перезакладку производили только на черноморских и балтийских верфях, тихоокеанским разрешили достройку по базовому проекту. Основное отличие-эшелонная схема силовой установки, с чередованием машинных и котельных отделений.
Испытания головного корабля проекта 7-У, эсминца «Сторожевой», осенью 1939 года выявили сильную перегрузку и, соответственно, низкую остойчивость. Доработка проекта и устранение многочисленных выявленных недостатков, повлекли задержку с принятием в строй головного корабля на год с лишним и затягивание сроков строительства остальных кораблей. Остойчивость, кстати, увеличили за счет принятия твердого балласта.
В итоге к 1941 году ЧФ получил лишь один эсминец проекта, а БФ-8. Еще 9 эсминцев (в т.ч. 4 на ЧФ) достраивали уже перед самой войной и во время войны, до 1942 года включительно.
15 октября 1936 года на заводе № 200 имени 61 коммунара в Николаеве был заложен эсминец «Прозорливый» по проекту 7. Заводской номер 1078.
3 марта 1939 года корабль перезаложили по проекту 7-У и 26 августа 1939 года спустили на воду. 25 сентября 1940 года он был переименован в «Сообразительный». В конце 1940 года корабль для проведения испытаний был переведен в Севастополь. 10 мая эсминец был принят флотом, а 7 июня 1941 года, за две недели до войны, подняв советский военно-морской флаг, он вошел в состав 3-го дивизиона эсминцев Отряда легких сил Черноморского флота.
В ноябре 1940 года в командование кораблем вступил старший лейтенант Сергей Степанович Ворков, на следующие четыре года судьба корабля неразрывно связана с его именем.
«Сообразительный» (до 25 сентября 1940 года - "Прозорливый", после 20 марта 1956 года - "СДК-11", после 12 февраля 1957 года - спасательное судно "СС-16", после 31 декабря 1963 года (14 сентября 1969 года) - корабль цель "ЦЛ-3").
ССЗ № 200 им. 61 коммунара, Николаев. Номер верфи 1078. Заложен 15 октября 1936 года, перезаложен 3 марта 1939 года, спущен на воду 26 августа 1939 года. Принят госкомиссией 10 мая 1941 года и 7 июня 1941 года (по другим данным 24 июня 1941 года) вступил в строй.
В 1951 - 1958 годах перестроен в спасательное и дезактивационное судно по проекту 32 ( с 17 февраля 1956 года, в качестве спасательного корабля с 12 февраля 1957 года). С 27 марта 1960 года находился в резерве. Переклассифицирован в судно-цель 14 сентября 1963 года Исключен из списков ВМФ 19 марта 1966 года. В 1966 - 1968 годах был разобран на металл в Инкермане.
Водоизмещение 2404 (стандартное), 2529 т (полное). Длина 112,5 м (наибольшая). Ширина 10,2 м (наибольшая). Осадка 5,01 м.
Двигатели-два турбозубчатых агрегата «Парсонс», 54 000 л. с. Движитель- 2 трёхлопастных гребных винта диаметром 2,9 м. Скорость хода 36 узлов. Запас топлива 252 - 493 тонн. Дальность плавания 1380 миль при 20 узлах. Экипаж 271 человек (офицеры 15, мичманы 57, матросы 199)
Вооружение- 4 × 1 130-мм установки Б-13-2с, Зенитная артиллерия- 2 × 1 76,2-мм установки 34-К, 7 × 1 37-мм установки 70-К, 8 × 12,7-мм пулеметов ДШК. Навигационное вооружение-гирокомпас «Курс». Противолодочное вооружение- 2 бомбомёта БМБ-1,20 глубинных бомб Б-1 или 30 глубинных бомб М-1. Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата 1-Н серии 2 (12 торпед), 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения КБ-3 или 96 мин обр. 1912 г.
Однотипные корабли: Смышлёный (до 1940 — Полезный), Сторожевой, Стойкий, Страшный, Сильный, Смелый, Строгий, Скорый, Свирепый, Статный, Стройный, Славный, Суровый (до 1940 — Летучий), Сердитый (до 1940 — Лихой), Совершенный (до 1940 — Бесстрашный), Свободный(до 1940 — Бесшумный), Способный (до 1940 — Подвижный).
Основное отличие проекта 7-У -эшелонная компоновка силовой установки. Котельные отделения ( с четырьмя котлами вместо трех) располагались между машинными отделениями с турбозубчатыми агрегатами. Четырем из пяти черноморских эсминцев проекта достались ГТЗА «Парсонс» ( из 12 закупленных Наркоматом внешней торговли в 1936 годах у британских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс»). Преимуществом британских установок была возможность холодного запуска. Пар вырабатывали четыре водотрубных котла увеличенного размера, они на два метра возвышались над главной палубой. Мощность установки стала выше, но и потребление топлива увеличилось, а дополнительный мазут разместить было уже негде. На испытаниях эсминец показал максимальную скорость 36,8 узла.
Более того, размещение балласта для улучшения остойчивости уменьшило и так не очень большой объем цистерн.
Одним из просчетов проектировщиков стало применение маломарганцевистой стали, которая оказалась при увеличенной прочности слишком хрупкой. Особенно это было заметно в бою при обстреле-листы обшивки раскалывались и давали большое количество осколков. Обычная же судостроительная сталь , которая использовалась для палубы и надстроек, этого недостатка не имела.
Большинство соединений производилось клепкой, но для части конструкции была использована сварка.
Артиллерия у проекта 7-У осталась та же- четыре 130мм /50 орудия Б-13-2 производства завода "Большевик", защищенные орудийными щитами с легкими козырьками. Установки размещались попарно в носовой и кормовой части по линейно-возвышенной схеме. Боекомплект составлял 150 (до 185) выстрелов на ствол. Подача снарядов шла вручную, с пневмодосылателем.
Для ПВО использовалась пара 76 мм универсальных установок 34-К на корме. В отличие от исходного проекта количество 45 мм полуавтоматов 21-К было увеличено до трех. Стояли они на площадке за первой дымовой трубой. Вместо двух 12,7 мм пулеметов ДШК поставили четыре, кроме двух на мостике, два-за полубаком.
В итоге наиболее защищенной от атак авиации была кормовая часть, по курсу же корабль был почти беззащитен. Кроме того зенитные средства группировались в двух местах и были уязвимы для поражения парой снарядов или бомб.
Основным врагом наших кораблей в войну стала немецкая авиация, поэтому ПВО постепенно усиливалось.
С июля 1941 года добавили 37 мм автоматы 70-К на площадке у второй трубы, потом этими автоматами стали заменять неэффективные 45 мм полуавтоматы 21-К.
К 1943 году «Сообразительный» имел на вооружении две 76-мм пушки 34-К, семь 37-мм автоматов 70-К, четыре 12,7-мм пулемёта ДШК и два спаренных 12,7-мм пулемёта «Кольт-Браунинг» с водяным охлаждением стволов.
7-У в отличие от предшественника получил новые торпедные аппараты 1-Н с комбинированной, пороховой и пневматической, системой пуска торпед. Вращающиеся трехтрубные установки размещались на миделе. Скорость пуска увеличилась до 15-16 м/с( у установок 39-Ю на 7- 12 м/с), что позволило выпускать торпеды на острых курсовых углах. Штатные 533-мм торпеды- 53-38, 53-38У и 53-39. Увы, целей для торпед на Черном море не нашлось и в боях они не применялись.
Так же как на предшественнике, на эсминце можно было перевозить 58 мин КБ-3 или 62 мины образца 1926 г. или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз), 10 больших Б-1 и 20 малых глубинных бомб М-1.
В ходе войны были установлены два бомбомёта БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.
Гидрофон "Марс" позволял отслеживать подводные лодки-но при скорости самого корабля не более 3 узлов.
Система управления огнем состояла из ПУС "Мина" , разработки ленинградского завода «Электроприбор»( специально для "семерок").
Центральный автомат стрельбы ЦАС-2 на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. Слабым звеном в комплексе был гирокомплекс "Курс", автоматически обеспечивавший систему данными о курсе корабля. Система «Мина» позволяла вести раздельный огонь носовой и кормовой группами артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Также она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов. «Сообразительный» имел еще и автокорректор для ведения прицельного огня по берегу.
К сожалению, системы управления зенитным огнем тогда на корабле не было. Предусмотренная проектом МПУАЗО еще не была готова.
Экспериментальные МПУАЗО «Союз-7У» появились только в июне 1941 года и в итоге была установлена только на двух эсминцах ЧФ-«Способный» и «Свободный» и одном балтийском- «Строгий». Для «Сообразительного» наведение оставалось индивидуальным.
При модернизации в 1947 году на корабле добавили дополнительный 37 мм автомат и четыре спаренных пулеметных установки Browning. Были демонтированы 76 мм орудия и пулеметы ДШК.
С появлением опасности ядерной войны в начале 50-х годов «Сообразительный» вместе с несколькими систершипами был переоборудован в спасательные и дезактивирующие корабли проекта 32. Они должны были оказывать помощь советским кораблям, атакованным ядерным, биологическим и химическим оружием. Они были также оборудованы для ядерной, биологической и химической разведки в угрожаемых районах, для буксировки поврежденных кораблей вплоть до легких крейсеров из зоны заражения, для оказания помощи экипажам пострадавших судов, тушения пожаров и дезактивации помещений. Также они могли оказать помощь экипажам затонувших подводных лодок.
Для размещения необходимого оборудования сняли торпедные аппараты, вместо артиллерии главного калибра поставили две спаренные 57 мм установки ЗиФ-31БС. Мостик расширили и закрыли лобовым стеклом, мачту заменили на треногу с антеннами РЛС наведения Лин-М, навигационной РЛС «Створ» и системы идентификации «свой-чужой» «Никхром» .
Специальное оборудование-дозиметрический блок , станция химического контроля, автоматическая сигнализация применения отравляющих веществ, система пенного пожаротушения, водозащита для смыва осадков за борт и две станции дезактивации. Два насоса были установлены в бывших артпогребах , на палубе и надстройке были установлены лебедки, подвески для тросов, баллоны со сжатым воздухом и декомпрессионное оборудование.
Уже на рассвете 22 июня 1941 года зенитки эсминца открыли огонь по немецким самолетам, атакующим Севастополь. А 25 июня эсминец ушел в набеговую операцию на румынский порт Констанца. Он входил в группу поддержки с крейсером "Ворошилов" и однотипным эсминцем "Смышленый". Основной же удар по нефтяному порту наносили лидеры "Москва" и "Харьков", а также авиация Черноморского флота.
Операция оказалась не до конца продуманной и закончилась катастрофой. Лидер "Москва" погиб, "Харьков" был сильно поврежден. "Сообразительный" выводил "Харьков" на базу, отбивая атаки подводной лодки и вражеских самолетов. Эсминец отбомбился по атакующей подводной лодке четырьмя большими и шестью малыми глубинными бомбами. После взрывов на поверхности появилось большое масляное пятно, над водой появилась и быстро ушла под воду корма и часть рубки подводной лодки. Но сведений о гибели в этом месте в это время какой-либо подводной лодки до сих пор нет. Иногда упоминается советская Щ-206, но она выходила на связь 28 июня, уже после всего и не упоминала о происшествиях.
В конце августа эсминец вошел в состав одесских конвоев, доставляя войска и грузы, выгружая боекомплект на румынские позиции. Только с 31 августа по 2 сентября румынские войска получили 384 "подарка". По другим данным эсминец израсходовал тогда в Одессе 364 130-мм, 80 76-мм и 327 45-мм снарядов.
Эсминец лихо и со смекалкой избегал и вражеских бомб и обстрелов с берега. Как-то возвращаясь после стрельб в порт через пристрелянные береговыми батареями проходы, он на 25 узлах проскочил в гавань, прикрываясь дымовой завесой и аккуратно вовремя отдал якоря у причала. Наблюдатели отмечали высокую эффективность стрельбы эсминца, за что экипаж получил благодарность Военного Совета ООР.
С 5 июля базой эсминца стал Новороссийск. 25 сентября эсминец на буксире привел в Севастополь из Одессы тяжело повреждённый эсминец «Беспощадный» с полуоторванным носом. В ночь на 1 ноября, после захвата фашистами аэродромов в Крыму, "Сообразительный" вместе с "Ташкентом" эскортировал переход из Севастополя в Поти линкора«Парижская Коммуна» и крейсера «Молотов».
"Сообразительному" доверили и ответственную операцию по сопровождению к Босфору танкеров «Аванесов», «Туапсе», «Сахалин» и ледокола «Микоян» в конце ноября. Их переводили на Дальний Восток. Конвой обеспечивали лидер «Ташкент» и эсминцы «Сообразительный» и «Способный». Несмотря на то , что конвой попал в 10-балльный шторм, задача была выполнена. Правда 29 ноября в Туапсе эсминец дошел на последней капле мазута.
29-31 декабря во время Керченско-Феодосийской десантной операции охранял второй отряд транспортов. Из Туапсе он привел транспорты «Курск», «Фабрициус» и «Красногвардеец» с войсками и техникой. 31 декабря на удачливый эсминец перевел штаб с крейсера «Красный Кавказ» командир отряда высадки капитан 1 ранга Н.Е. Басистый. 31 декабря эсминец поддержал десант огнем, израсходовав 122 снаряда, и отбил 5 налетов немецкой авиации.
1 и 2 января 1942 года эсминец продолжал огневую поддержку десанта, израсходовав еще 161 снаряд. За 4 дня эсминец выпустил по сухопутному и воздушному противнику 283 130-мм, 144 76-мм и 146 45-мм снарядов и 330 12,7-мм патронов. А всего за 1941 год он совершил 43 боевых выхода в море, отконвоировал 44 транспорта, прошел 13 874 мили за 1108 ходовых часов.
15 января эсминец с войсками вышел из Новороссийска для высадки десанта в районе Судака. Уже в пути оказалось, что «Сообразительный» принял на борт десант для эсминца «Шаумян» и наоборот. При этом у отрядов были разные районы высадки. Пришлось десантам менять задачи и заново инструктировать. Ранним утром 16 января «Сообразительный» завершил высадку своего десанта (241 солдат 226-го горнострелкового полка) в бухте Новый Свет. С 18 января по 1 марта эсминец оказывал артиллерийскую поддержку войскам Крымского фронта.
Кроме немецких самолетов и артиллерии противником эсминца стала погода. 22 января командир спас корабль во время страшного урагана, повредившего 10 судов в новороссийской бухте. Он вовремя вывел корабль на внешний рейд.
Но в открытом море от буйства стихии спрятаться негде. 21 февраля при возвращении в порт попал в жестокий шторм, получил многочисленные повреждения обшивки и надстроек, сломалась и упала за борт грот-мачта.
6 марта эсминец перевозил очередное подкрепление в Севастополь и в ночь на 7-е попал в 6 балльный шторм. Подлатанные после предыдущего шторма трещины проявились вновь и стали больше. Корабль принял около 300 тонн воды, с борта волной смыло четыре глубинных бомбы. В Севастополь эсминец пришел не в лучшем состоянии, но отбился и от немецких бомбардировщиков и увернулся от обстрела артиллерией. Опять помогла дымовая завеса. Обратно он ушел с крейсером «Коминтерн» и транспортом «Кубань».
Во время следующих походов в Севастополь эсминец обстреливал немецкие позиции 29 апреля, 13 мая, 9 мая отстрелялся по немцам у Феодосии, пытаясь остановить немецкое наступление на Керченский полуостров (операция «Охота на дроф»).
Вечером 26 июня эсминец загрузился в Поти боеприпасами для Севастополя. Утром 27-го, уже из Новороссийска он был срочно направлен на помощь лидеру "Ташкент", который был атакован немецкой авиацией при переходе из Севастополя. 27 июня эсминец встретил тяжело поврежденный лидер «Ташкент» в 26 милях от берега. Принявший около 1000 тонн воды и погрузившийся носом по верхнюю палубу, лидер чудом держался на плаву. А на его борту находилось около 3000 человек.
«Сообразительный» за 22 минуты по перекинутым сходням принял с него на борт 1975 человек — раненых, детей и женщин, которых лидер успел взять в Севастополе. Разместить столько людей на небольшом корабле было чрезвычайно сложно-250 человек поместили на полубаке, 1200 человек на шкафуте правого и левого бортов, 300 человек — на юте, остальные — в кубриках. Кроме того эсминец шел в Севастополь с грузом боеприпасов- 70 тонн 305 мм снарядов для 35-й батареи, 20 тонн снарядов к зенитной артиллерии. Их очень не хватало в Севастополе, но доставить их уже не получалось. Перегруженный эсминец мог перевернуться в любой момент, маневры были смертельно опасны.
Самый угрожающий момент был уже в новороссийской гавани. Сотни обезумевших людей скопились на одном борту, перелезая через поручни на причал. Корабль навалился левым бортом на причал с креном 15 градусов и не перевернулся благодаря тому, что моряки успели закрепить швартовые концы.
Везучесть эсминца подтвердилась во время очередной побудки 2 июля в Новороссийске (подробно - в статье про лидер "Ташкент"). 64 «Юнкерса-88» с прикрытием из 15 истребителей неожиданно появились над бухтой и сбросили около 170 бомб. Всего за 15 минутную атаку были уничтожены: лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» и несколько малых судов. Многие корабли получили серьезные повреждения. «Сообразительный» родился в рубашке, на нем шли учения зенитчиков и атакующие самолеты были встречены плотным огнем.
Он получил повреждения только от близких разрывов. Самым неприятным было попадание полутонной бомбы в жд тупик рядом с бортом. Полубак завалило метровым слоем щебня и земли, а закрученные рельсы заклинили нос корабля с пирсом. От чудовищного сотрясения вышли из строя все приборы, вплоть до компасов. Опасаясь новой атаки эсминец с остатками флота был переведен в Туапсе.
В сентябре-декабре интенсивность боевых действий флота снизилась, сказались и потери и ограниченные возможности базирования. 1 и 4 сентября «Сообразительный» вместе с лидером «Харьков» обстрелял немцев под Новороссийском, 3 октября вместе с эсминцем «Бойкий» обстрелял порт Ялта, где по данным разведки немцы собирали суда для перевозки войск на Таманский полуостров, 203 снарядами.
17 октября эсминец в составе отряда кораблей доставил из Поти в Туапсе части трех стрелковых бригад. Всего в период боев за Туапсе «Сообразительный» перевез свыше 3100 бойцов и командиров.
В ноябре, во время перехода в Поти, экипаж понес единственные потери за время войны- из-за разрыва паровой трубы в котельной от ожогов погибло пять моряков.
После ремонта в декабре участвовал в двух небольших набеговых операциях . Одна из них, правда, планировалась как большая. Командование решило повторить набег на румынское побережье. Для операции выделили крейсер «Ворошилов», лидер «Харьков», эсминец «Сообразительный» (1-й отряд), эсминцы «Беспощадный» и «Бойкий» (2-й отряд).
Крейсеру предстояло уничтожить порт Супина, лидеру- проверить остров Фидониси на предмет наличия аэродрома и базы катеров, «Сообразительный» должен был охранять крейсер и попутно уничтожить береговую радиостанцию. Второму отряду надлежало обстрелять порт Мангалия.
Но 1 декабря, уже при обстреле маяка у Фидониси, «Ворошилов» дважды подорвался на минах. Операция провалилась, но отряду удалось вернуться без потерь.
Всего за 1942 год эсминец совершил 102 выхода в море, прошел 27 693 мили за 1530 ходовых часов.
Февраль 1943 года стал для эсминца последним боевым месяцем. Он выпустил 295 снарядов по немецким позициям под Новороссийском 1 февраля, еще 310 снарядов отправил фашистам 4 февраля при огневой подготовке высадки десанта у Южной Озерейки — Станички. 22 февраля вместе с "Харьковом" опять утюжил немецкие окопы под Новороссийском, поддерживая десантников на Малой земле, а 25 февраля 60 снарядов израсходовал против гитлеровцев в Анапе.
В первой половине 1943 года эсминец израсходовал в общей сложности 605 130-мм снарядов.
1 марта 1943 года за проявленную отвагу в боях против немецко-фашистских захватчиков, за высокую организованность и беспримерный героизм личного состава эскадренный миноносец «Сообразительный» приказом № 80 Народного комиссара Военно-Морского Флота от 1 марта 1943 года был преобразован в гвардейский. Все члены экипажа награждены орденами и медалями Советского Союза.
Из-за напряженного графика церемония вручения состоялась лишь 6 июня.
А после потери трех эсминцев в результате действий немецкой авиации 6 октября 1943 года было запрещено использование крупных боевых кораблей Черноморского флота без специального разрешения Ставки.
Это совпало с прекращением активной деятельности корабля. Износ корпуса и механизмов за два года боев давал о себе знать, к этому моменту «Сообразительный» прошел уже без капремонта более 50 000 миль. В начале августа корабль встал на ремонт и в боях более не участвовал.
5 ноября 1944 года «Сообразительный» с эскадрой Черноморского флота вернулся в свою главную базу Севастополь.
28 декабря 1944 года командиром корабля был назначен капитан 2 ранга Георгий Федорович Годлевский.
За 1943 год им было пройдено 7804 мили, за 1944-й — 3215, за 1945-й — 3198.
Тем не менее корабль еще раз с триумфом вошел в историю. В феврале 1945 года он охранял Ялтинскую конференцию, самое ответственное место-южнее Ливадии.
За годы Великой Отечественной войны «Сообразительный» совершил 218 выходов в море, прошёл 63 785 миль за 361 ходовой день, отконвоировал 32 транспортных конвоя из 59 (по другим данным 53) транспортов с находившимися на них 70 000 человек и 150 000 тонн грузов, перевез 14230 солдат и эвакуированных, около 1000 т груза.
Эсминец провел 56 обстрелов боевых порядков противника (52 по берегу) и около 100 стрельб по самолётам, выпустил 2863 130-мм снаряда (почти 5 боекомплектов), 1215 76-мм, 1623 45-мм и 478 37-мм снарядов. Уничтожено более 30 танков и автомашин, 10 батарей противника, более 8 батальонов пехоты.
Эсминец «Сообразительный» 267 раз подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 (134) раз отбивался от самолётов врага в одиночестве. На «Сообразительный» было сброшено 70 авиабомб, в том числе и несколько 500 килограммовых. Были выпущены 23 торпеды самолетами-торпедоносцами и торпедными катерами противника. 22 раза корабль был обстрелян батареями с берега, по нему выпущено 113 снарядов.
За 1941 год эсминец прошёл 13 874 мили за 1108 ходовых часов, за 1942 год — 27 693 мили за 1530 ходовых часов, за 1943 год им было пройдено 7804 мили, за 1944-й — 3215 мили, за 1945-й — 3198 мили
На его боевом счету 5 (по другим данным — 7) сбитых бомбардировщиков.
Все члены экипажа награждены орденами и медалями СССР. Бывшему зенитчику эсминца В. Я. Ходыреву, в 1942 году направленному в морскую пехоту, присвоено звание Героя Советского Союза.
Потери экипажа за всю войну составили всего 5 человек, погибших в результате аварии парового котла, и 4 раненых.
Больше, лучше и подробнее:
С 19 декабря 1945 года по 25 августа 1947 года эсминец прошел капитальный ремонт и модернизацию на судостроительном заводе № 445 в г. Николаеве. С 29 декабря 1951 года корабль поставили на модернизацию на Севморзавод.
17 февраля 1956 года его переоборудовали в спасательно-дезактивационный корабль проекта 32. 20 марта 1956 года переименован в СДК-11, 12 февраля 1957 года в СС-16. 30 сентября 1958 года СС-16 приняли на вооружение.
27 марта 1960 года он был законсервирован в Севастополе и поставлен в отстойник. С 14 сентября 1963 года реклассифицирован как корабль-мишень, а 31 декабря 1963 года переименован в ЦЛ-3.
Исключен из списков флота 19 марта 1966 года и был разобран на металл в Инкермане. Он был последним уцелевшим эсминцем проекта 7-У. Предложение ветеранов корабля сохранить эсминец в качестве памятника или музейного экспоната было отвергнуто руководством ВМФ.
С эсминцем "Сообразительный" связана еще одна интересная история. История вот этой знаменитой фотографии.
Анатолий Леопольдович Голимбиевский, герой этого фото, служил мотористом на черноморском эсминце «Сообразительный».
4 февраля 1943 года он вместе со знаменитым десантом высадился на Малой Земле под Новороссийском. В первом же бою получил пулю в колено. Бойцы захватили немецкий дзот и двое суток обороняли его. На третий день Голимбиевскому удалось гранатой уничтожить немецких пулеметчиков, но он получил еще ранения во вторую ногу и в руку. Только на седьмые сутки его удалось эвакуировать. Гангрена. Ампутация обеих ног.
Однако Анатолий Леопольдович оказался совсем не прост. Он прожил до 80 лет. Женился сразу в госпитале, появилась дочка, он дождался даже правнука. Разъезжал сразу на двух машинах-на "Запорожце" и на "Волге", которую сам переделал на ручное управление. Работал в институте метрологии, у него оказались "золотые руки". Кроме того руководил духовым оркестром. Человек обладал избытком жизнелюбия и оптимизма.
Самое интересное, что этот чрезвычайно удачливый корабль, побывавший в самых горячих сражениях войны, очень активно использовавшийся в боевых операциях, почти всю войну проходил с бортовым номером "13".
Всего четверо раненых и пять погибших при аварии- это для боевого корабля, воевавшего в первой линии, практически чудо.
Но не надо забывать, что вся боевая биография корабля с 1941 по 1944 год связана с именем его бессменного командира Сергея Степановича Воркова . Значительная часть удачи корабля- это профессионализм, выдержка и талант командира.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам