12 474 subscribers

Бронепалубные крейсера. Чужой среди своих. «Министро Сентено»

1,1k full reads
1,6k story viewsUnique page visitors
1,1k read the story to the endThat's 71% of the total page views
2 minutes — average reading time
Бронепалубные крейсера. Чужой среди своих. «Министро Сентено»

В конце 19-го века несмотря на развитие добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства, а также расширения экспорта в развитые страны, страны Южной Америки не могли похвастаться устойчивым экономическим положением. В бюджете было то пусто то густо. Но гонка морских вооружений продолжалась. Основная битва шла между Чили и Аргентиной, но Бразилии тоже приходилось вкладываться, подтверждая свой статус.

В ноябре 1894 года Бразилия заказала у Армстронга сразу три бронепалубных крейсера по усовершенствованному проекту аргентинского «Вентисинко ди Майо». В Эльсвике 6 мая 1895 года заложили первый крейсер (№629). Однако первый транш от бразильцев пришел только в феврале 1896 года.

Сэр Армстронг нашел более платежеспособного клиента-Чили только что выгодно продали японцам первую «Эсмеральду» и перед предложением приобрести новый уже строящийся крейсер не устояли. Сделка была оформлена в сентябре 1895 года. Корабль обошелся чилийцам в 265 000 фунтов стерлингов.

Корабль чилийцы нарекли «Чакабуко», но при спуске на воду 1 февраля 1896 года он получил окончательное название-«Министро Сентено».

Хосе Игнасио Зентено дель Посо-и-Силва (28 июля 1786 - 16 июля 1847), чилийский военачальник, политический деятель и герой чилийской войны за независимость.

Бразильцы, однако, от планов обзавестись новыми крейсерами не отказались и в Эльсвике были заложены в августе 1895 года крейсер №630, а в феврале 1896 года-№631. Вместо перекупленного чилийцами крейсера для бразильцев заложили еще один корабль (№676)по тому же проекту в декабре 1897 года, после спущенного на воду китайского «Хай Тьен».

Очередные финансовые затруднения бразильцев привели к тому, что им достался всего один крейсер-«Альмиранте Баррозо» (№630). Два других пополнили флот США, готовящийся к войне с Испанией, где они служили как USS  New Orleans (№631) и USS  Albany(№676).

В итоге четыре практически одинаковых корабля оказались во флотах трех американских государств. Чилиец отличался однородным вооружением из 152-мм орудий. В остальном это классический элсвикский крейсер Ф. Уоттса.

Бронепалубные крейсера. Чужой среди своих. «Министро Сентено»

Ministro Zenteno on trials 1896
Ministro Zenteno on trials 1896

Бронепалубные крейсера. Чужой среди своих. «Министро Сентено»
1900
1900

«Министро Сентено» Ministro Zenteno. Sir W.G. Armstrong & Company. Заводской №629. Строительство начато 6 мая 1895 года. Спущен на воду 1 февраля (1 января) 1896 года. Введён в эксплуатацию 27 марта 1897 года. Списан в (1930)1931 году

Водоизмещение 3473 длинных тонны (3529 т). Длина 100,58/108 м. Ширина 13,33 м. Осадка 5,14 м.
Бронирование Палуба — 32 мм (89 мм на скосах) боевая рубка — 102 мм
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 8 паровых цилиндрических котлов, 7500 л. с. Движитель 2. Скорость хода 20,25 узла. Запас топлива 850 тонн. Экипаж 300-317 человек.
Вооружение- 8×1 - 152-мм/40 Армстронг W(BB), 10 × 1 — 57-мм/40 Гочкиса, 4 × 1 — 37-мм/23 Гочкис. Минно-торпедное вооружение 3 × 1 — 450-мм торпедных аппарата (1 носовой, 2 бортовых)

Крейсер имел стальной двухтрубный корпус с таранным форштевнем. Силовая установка включала две вертикальных паровых машины тройного расширения общей номинальной мощностью 7500 лошадиных сил с искусственной тягой и 6500 при естественной тяге. На испытаниях крейсер смог показать 20,25 узла с принудительной тягой.

Механизмы были защищены полной арочной броневой палубой из стали толщиной 32 мм в плоской части и 89 мм на скосах. Рубку защищало 100 мм бронирование.

Крейсер был вооружен пушками единого главного калибра, восемью 152 мм /45 скорострельными орудиями, двумя в оконечностях в диаметральной плоскости и по три на борт.

Противоминное вооружение- десять 6 фунтовых 57 мм орудий и четыре 3-фунтовых 47 мм.

Из трех торпедных аппаратов калибра 450 мм один был неподвижным носовым, а два стояли по бортам на шарнирных опорах.

Бронепалубные крейсера. Чужой среди своих. «Министро Сентено»

Крейсер участвовал в обеспечении проведения Панамериканской конференции в Мексике в 1901 году. В 1907 году корабль совершил учебный поход, посетив Пунта-Аренас, Баия, Ла-Гуайра, Бермудские острова, Хэмптон-роудс, Аннаполис, Ньюпорт, Плимут, Брест, Эль-Феррол, Лиссабон, Аргель, Мальта, Специя, Генуя, Барселона, Картахена, Гибралтар, Санта-Крус-де-Тенерифе, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Пуэрто-Мадрин, Пунта-Аренас, Пуэрто-Монт, Талькауано и вернувшись в Вальпараисо 8 декабря 1907 года.

Revista_Naval_del_Centenario_de_Chile_1910
Revista_Naval_del_Centenario_de_Chile_1910
Бронепалубные крейсера. Чужой среди своих. «Министро Сентено»
Эль Зентено перед военно-морским училищем в Вальпараисо
Эль Зентено перед военно-морским училищем в Вальпараисо

Бронепалубные крейсера. Чужой среди своих. «Министро Сентено»
Бронепалубные крейсера. Чужой среди своих. «Министро Сентено»
1898
1898

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам