Минные заградители. Наказание самураев. "Охотск".

17 May 2020
8,8k full reads
16k story viewsUnique page visitors
8,8k read the story to the endThat's 53% of the total page views
9 minutes — average reading time

Хотя эпоха великих географических открытий закончилась несколько веков назад,необъятные просторы владений России таят еще множество тайн и загадок.Север и Дальний Восток нуждались и нуждаются в изучении .Советский Союз планировал широкомасштабное освоение северных и дальневосточных земель и обширных акваторий прилегающих морей уже в 20-х годах,для чего требовалось большое количество специализированных исследовательских судов.

Успешная эксплуатация купленного в 1916 году в Англии парохода ледокольного типа «Георгий Седов» позволила использовать его в качестве прототипа для проектирования серии гидрографических судов , к которому в начале 30-х годов приступил Ленинградский КБ «Судопроект». Суда предназначались для использования в Баренцевом, Карском, Белом, Охотском, Восточно-Сибирском и Японском морях для обслуживания навигационного оборудования и проведения гидрографических работ. Проектировщики также использовали опыт работы других ледокольных пароходов- «Таймыр» и «Вайгач». Проект получил название "Океан".

Три построенных по этому проекту судна 3 января 1936 года получили имена «Океан», «Охотск» и «Мурман» и стали самыми большими по водоизмещению гидрографическими судами ледового плавания того периода.

Суда строились в Ленинграде, на заводе № 194 имени Андре Марти . Еще при проектировании была заложена возможность переоборудования при необходимости в минно-тральные, сторожевые, дозорные и транспортные корабли военного флота.

Самым известным из кораблей серии стал "Охотск".Летом 1937 года "Охотск" вместе с "Океаном" пришли в Мурманск и начали подготовку к сложному переходу Северным морским путем. Суда были распределены на Тихий океан. Возглавлял отряд инженер-флагман 3-го ранга Лавров А. М. На «Охотск» был назначен специальный , ледовый капитан – опытный полярник Яков Петрович Легздин, для помощи командиру в плаванье через полярные льды. Часть пути суда вел ледокол "Ермак". В Карском море "Охотск" и "Океан" были привлечены к поиску пропавшего самолёта ДБ-А (Н-209) с экипажем Леваневского С. А.

Суда вошли в состав Гидрографического отдела Тихоокеанского флота. Их задачей стало обеспечение строительства и обслуживания маяков, навигационных знаков, проведение гидрографических работ (главным образом судового промера) в открытом море, доставка промерных катеров и ботов в район работ, обеспечение постановки и съемки плавучих средств навигационного оборудования в удаленных от баз районах Дальнего Востока.

На Дальнем Востоке «Охотск» занимался плановыми гидрографическими работами. В 1938 году в тяжёлых условиях он еще раз совершил поход в Арктику . В 1939 году «Океан» и «Охотск» входили в состав отряда гидрографических судов, которым были выполнены 190 разовых и 8 суточных гидрологических станций, около 900 измерений поверхностной температуры воды и выброшено 970 бутылок с записками для изучения течений в Японском и Охотском морях, а также в северо-западной части Тихого океана в рамках совместной работы Гидрографической экспедиции Тихого океана (ГЭТО) и Морской обсерватории Тихоокеанского флота.

После начала мировой войны,осенью 1939 года командование флота приняло решение о мобилизации судов типа "Океан". В 1940 году проект переоборудования был доработан под минный заградитель- мины размещались на палубе и в трюмах,на палубе размещались 130 мм пушки ,
76 мм зенитки Лендера и пулеметы.

В 1940–1941 годов. "Охотск" был переоборудован в минный заградитель и 31 июля 1941 года вошел в боевой состав Тихоокеанского флота.

 минный заградитель "Охотск" во Владивостоке.За ним- сторожевой корабль "Воровский".
минный заградитель "Охотск" во Владивостоке.За ним- сторожевой корабль "Воровский".
минный заградитель "Охотск" во Владивостоке.За ним- сторожевой корабль "Воровский".

Гидрографические судна ледокольного типа «Океан», «Охотск» и «Мурман» были построены на Ленинградском заводе № 194 и вступили в строй в 1936-1937 гг. В 1940-1942 г. корабли были перестроены в минные заградители,а в 1945 г. были разоружены.

«Охотск» . Ленинград, завод им. А. Марти (Адмиралтейские верфи).Заводской номер 203. заложен 27 июня 1934 г. в . Спущен на воду 1 ноября 1935 г., вступил в строй 10 апреля 1937 г. поставлен на переоборудование в минзаг 17 декабря 1939 г. вошел в состав ТОФ 31 июля 1941 г. разоружен и возвращен в класс гидрографических судов 27 сентября 1945 г.

Водоизмещение стандартное 2375 полное 3200 т ; длина 80,6/ 80,8 м , ширина 13,0 м и осадка 5,6м; 2 паровые машины и 3 паровых котла , 2400 л.с. .Полная скорость хода 13,7 уз., экономическую 10 уз., Запас угля 870 тонн. Дальность плавания 2300 миль (10–узловым ходом). Вооружение : 3–130/50-мм орудия Б-13, 2–76,2-мм зенитных пушки Лендера; 2– 12,7-мм пулемета ДШК , На палубе- 58 мин КБ ,12 малых глубинных бомб ; экипаж 163 чел.

«Океан». Заводской номер 202.Заложен в июне 1934 года, спущен на воду 1 ноября 1935 года , вступил в строй 21 августа 1936 г. 24 июня 1942 г. переоборудован и переклассифицирован в минзаг и включен в боевой состав ТОФ. 27 сентября 1945 г. разоружен и возвращен в класс гидрографических судов ТОФ.

«Мурман» Заводской номер 201 .Заложен 27.05.1934 , спущен на воду 28.05.1935 , вступил в строй 03.03.1937 . 08.05.1939 перечислен в состав минно-тральных сил СФ, с 07.12.1945 был обратно возвращен в состав гидрографической службы СФ.

Вячеслав Иванович Овчинников. Гвардейский минный заградитель Охотск. 2004 г.
Вячеслав Иванович Овчинников. Гвардейский минный заградитель Охотск. 2004 г.
Вячеслав Иванович Овчинников. Гвардейский минный заградитель Охотск. 2004 г.

Корпуса судов ледового класса были укреплены специальным антиледовым поясом толщиной 16 мм у миделя и 22 мм в носовой части.Корпус состоял из 14 секций .При сборке активно применялась сварка.

Судно имело 31 каюту для 79 членов экипажа и 30 исследователей.

Силовая установка из паровых машин тройного расширения была изготовлена на заводе им. Марти по образцу машины "Седова"(шотландской постройки).

Для перевозки специальных грузов и имущества экспедиции на судне имелись грузовые устройства и трюмы большой вместимости(что пригодилось для размещения запаса мин или десантных грузов в период боевой службы).

Уже в июле 1941 года "Охотск" вышел на две минные постановки оборонительных заграждений у Петропавловска-Камчатского. На следующий день после объявления войны Японии минзаг под командованием капитан–лейтенанта В.К. Моисеенко 10 августа выставил там же еще 88 мин КБ.

Но основную славу "Охотск" получил во время Курильской десантной операции.

14 августа 1945 года императорский генеральный штаб Японской империи выпустил "Общий военный и военно-морской приказ № 1 от 14.08.1945 г."о безоговорочной капитуляции японских вооружённых сил,согласно которому части японской армии и флота внутри Маньчжурии, Кореи севернее. 38°50' северной широты, Карафуто(юг Сахалина) и на Курильских островах должны сдаться Главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке.

16 августа 1945 года капитулировала 700 тысячная Квантунская армия . Однако японские войска в Корее , на Курилах и на Южном Сахалине и после 15 августа пришлось индивидуально принуждать к миру .Особенное внимание советское командование уделяло Курилам,ввиду их стратегического местоположения.

У японцев на островах был 80 тысячный гарнизон, около 60 танков и более 200 артиллерийских орудий. Самолетов,правда,там почти не осталось,все что можно перекинули на защиту метрополии от американских налетов.

Наиболее укрепленным островом островом был Шумшу (Сюмусю ) , в 12 километрах от побережья Камчатки. Остров размером 20 на 13 километров был сплошной военной базой ,в т.ч. с военно-морской базой Катаока, а рядом,на острове Парамушир была еще одна военно-морская база Касивабара. На этих двух островах располагалась 91-я пехотная дивизия японской армии ,танковый полк и отдельные подразделения.

Побережье прикрывали ДОТы и ДЗОТы, связанные траншеями и подземными ходами. Скальные подземелья глубиной до 50 метров вмещали узлы связи, госпитали, склады и электростанции. Эти укрепления были практически неуязвимы для советской артиллерии доступной мощности.Глубина противодесантной обороны составляла 3-4 километра,только на Шумшу было 34 бетонных артиллерийских ДОТа , 24 ДЗОТа, 310 закрытых пулеметных точек.

15 августа 1945 года главнокомандующий советских войск на Дальнем Востоке,маршал А. В. Василевский отдал приказ о проведении десантной операции. На подготовку к сложнейшей операции, которую предполагалось провести силами Камчатского оборонительного района и Петропавловской военно-морской базы, ушло всего два дня. Задачу должны были выполнить весьма скромные силы - 8824 человека, 205 орудий и минометов, 120 тяжелых и 372 легких пулемета, 64 различных корабля.

Погрузка десанта на корабли
Погрузка десанта на корабли
Погрузка десанта на корабли

В группе артиллерийской поддержки десанта самым крупным был минзаг "Охотск" , которым командовал капитан-лейтенант Василий Николаевич Моисеенко со 130 мм орудиями ,кроме него-два сторожевых корабля итальянской постройки-«Дзержинский» и «Киров» со 100 мм пушками ,а также четыре тральщика, два катера-тральщика, плавбаза, восемь сторожевых катеров, два торпедных катера, подводная лодка, гидрографическое судно «Полярный», 17 транспортных судов и 16 десантных судов американского производства .

17 августа в 5 часов утра караван судов стартовал из Петропавловска в густом тумане в путь , 170 миль до места высадки .

Эффект внезапности был достигнут. Передовой отряд был обнаружен японцами только в тот момент, когда суда с частями первого эшелона подошли к берегу острова и начали высадку.

Пляж на острове Шумшу, где произошла высадка советского десанта. Вид на мыс Котомари. Левее виден сидящий на мели советский танкер «Мариуполь».
Пляж на острове Шумшу, где произошла высадка советского десанта. Вид на мыс Котомари. Левее виден сидящий на мели советский танкер «Мариуполь».
Пляж на острове Шумшу, где произошла высадка советского десанта. Вид на мыс Котомари. Левее виден сидящий на мели советский танкер «Мариуполь».

В 4-22 18 августа началась высадка усиленного батальона морской пехоты, из-за неразведанного подхода к берегу(прибрежная зона изобиловала подводными скалами) десантные суда не смогли подойти к берегу и десантникам пришлось более 100 метров до берега добираться вплавь,что повлекло значительные потери. Первой волне десанта в ожесточенном бою удалось закрепиться на побережье и выдержать танковые атаки японцев .

Вражеские стационарные батареи были надежно укрыты и хорошо замаскированы, сплошной туман и волнение на море затруднили возможность вести прицельный огонь. Но артиллерией «Охотска» были подавлены три батареи, уничтожены три японских танка и корректировочный пост на маяке Кокутан-саки. Совместными усилиями кораблей группы артиллерийской поддержки была уничтожена вражеская батарея на полузатопленном танкере «Мариуполь» .

* "Мариуполь"14.11. 1943 г. на переходе из США во Владивосток выскочил на мель по вине японцев, изменивших без предупреждения режим работы маяка на мысе Кокутан. Танкер использовался японцами как зенитная батарея: в дополнение к  имевшемуся на нем вооружению (одно 102-мм орудие, одно 76,2-мм  и четыре  20-мм орудия) японцы разместили на нем около десятка зенитных пушек, предположительно 8 см Тип 3 .

Десант на Курильских островах. Художник А.И. Плотнов, 1948 год

Следующие волны десанта на подходе к берегу подверглись ожесточенному артиллерийскому обстрелу. Максимум 130 мм корабельные пушки советских кораблей не могли подавить все защищенные скальными укреплениями орудия японцев. Были потоплены или уничтожены у берега от 4 до 7 десантных судов , 1 пограничный катер П-8 (погибло 5 членов экипажа и 6 ранено) и 2 малых катера, повреждены 7-8 десантных судов и 1 транспорт.

"Охотск" вместе со сторожевыми кораблями «Киров» и «Дзержинский» активно поддерживали десантников огнем,несмотря на проблемы со связью-из 22 радиостанций у десантников из строя в ходе боя вышла 21.Командой "Охотска" было спасено десантное судно ДС-2,на котором от прямого попадания японского снаряда погибла часть команды и начался пожар.Аварийная команда с "Охотска" быстро ликвидировала пожар и помогла устранить повреждения.

Панорама штурма Шумшу

На берегу ожесточенные бои продолжались до вечера-господствующая над островом высота в рукопашных боях 5 раз переходила из рук в руки. Ночью инициатива окончательно перешла к советским бойцам- штурмовые группы просто подорвали наиболее мощные укрепления вместе с гарнизонами,а на остров был высажен стрелковый полк и 11 орудий с боеприпасами и взрывчаткой для саперов- штурмовиков.

Утром 19 августа японцы прислали парламентеров,но начали демонстративно затягивать переговоры о капитуляции. На острове продолжались бои,правда меньшей интенсивности. При этом японский самолет-камикадзе потопил катер-тральщик КТ-152 .

Утром 20 августа отряд кораблей был направлен для захвата военно-морской базы Катаока . Вторым в боевом ордере шел минный заградитель «Охотск». В 8-10 при входе в пролив корабли подверглись
массированному артиллерийскому обстрелу с обоих островов . Попавший под перекрестный огонь хорошо замаскированных и укрепленных японских батарей в хорошо пристрелянном ими секторе,отряд наших кораблей оказался в крайне невыгодном положении. В 9-00 в атаку вышел японский самолет — торпедоносец.Командир
"Охотска" маневром уклонился от торпеды и прикрыл отход остальных кораблей отряда огнем и дымовой завесой.

В результате попадания трех (по другим данным-двух) 75-мм снарядов «Охотск»получил повреждения, вышло из строя рулевое управление, центральное освещение, электротелеграф и т. д. Через несколько секунд корабль перешел на ручное управление, а аварийные партии вступили в борьбу за живучесть. Экипаж потерял двух человек убитыми и 13 ранеными. Уже через несколько минут артиллеристы "Охотска" подавили огонь батареи на мысе Арима. Прикрывая отход товарищей,"Охотск",располагающий самой мощной артиллерией среди кораблей отряда, три часа вел дуэль с японскими батареями.При этом минзаг выпустил по огневым точкам и укреплениям японских войск свыше 600 снарядов главного калибра.

Помимо корабельной артиллерии японские позиции были обработаны бомбардировочной авиацией(61 вылет) и артиллерией десанта. После массированной артподготовки десант продвинулся на 5-6 километров, после чего сразу прибыла новая японская делегация с согласием на капитуляцию.

В 14-00 22 августа командующий японскими войсками на северных Курильских островах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми принял условия капитуляции и сдался сам. Всего на Шумшу взято в плен 2 генерала, 525 офицеров, 11700 солдат.Трофеи- 40 пушек, 17 гаубиц, 9 зенитных орудий, 214 лёгких пулемётов, 123 тяжёлых пулемёта, 30 зенитных пулемётов, 7420 винтовок, несколько уцелевших танков, 7 самолётов.

К 15.30 23 августа наши войска полностью овладели островом Шумшу , «Охотск» вместе с отрядом стал на якорь на рейде военно-морской базы Катаока .

На этом участие в боевых действиях минзага «Охотск» завершилось.

Десантная Курильская операция стала одной из выдающихся боевых операций Второй мировой войны. Штурм настолько сильноукрепленных островов такими ограниченными силами при таком небольшом времени на планирование -это пример высочайшей эффективности РККА и РККФ , которых удалось достичь к 1945 году.Для сравнения можно вспомнить героический штурм гигантской американской армадой алеутского острова Кыска. При штурме острова Шамшу моряки и бойцы десанта показали чудеса массового героизма.

Прекрасно показали себя 130 мм орудия Б-13 с "Охотска",благодаря им минзаг выступил в этой операции в не предусмотренной роли корабля огневой поддержки.

За смелые и решительные действия, проявленные личным составом корабля в боях с врагом, приказом Наркома ВМФ от 26 августа 1945 г. минный заградитель «Охотск» был удостоен гвардейского звания.

Приказом №533 командующего Тихоокеанским флотом от 20 сентября 1945 года 133 члена экипажа были награждены орденами и медалями.

После окончания боевых действий корабль был выведен из боевого состава Тихоокеанского флота, разоружен и потом в качестве гидрографического судна участвовал в изучении морей Дальнего Востока.

Достаточно странным,конечно, выглядит решение о присвоении Гвардейского звания минному заградителю "Охотск",всего три дня активно участвовавшего в боевых действиях,умело,храбро и эффективно,но всего три дня.При этом всего через месяц после присвоения гвардейского звания корабль был разоружен и вернулся к мирной работе.

Кстати ,второй корабль серии-"Мурман",служивший на Северном флоте,также имел достаточно яркую биографию,но о нем,надеюсь,позже будет отдельная статья.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.