11 692 subscribers

Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта

92k full reads
189k story viewsUnique page visitors
92k read the story to the endThat's 49% of the total page views
10,5 minutes — average reading time
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта

Все, кто интересуется историей отечественного флота, знают, что значили для него Николаевские верфи. Это был крупнейший судостроительный кластер империи и Союза, наряду с Санкт-Петербургским (Ленинградским). Основную часть николаевского кластера составлял гигантский завод, выросший из завода «Наваль», основанного в 1895 году.

Огромный судостроительный комплекс Николаева состоял в основном из трех предприятий-Николаевский судостроительный завод (бывший Судостроительный завод имени 61 коммунара; судостроительный завод № 445, «Руссуд», Николаевское адмиралтейство, 1789), Николаевский судостроительный завод «Океан»(1951) и, наконец, крупнейший (до 40 тысяч рабочих) «Черноморский судостроительный завод» ( бывший «Николаевский судостроительный завод № 444 имени И. И. Носенко», завод № 198 имени Андре Марти, «Наваль», 1895-1897). Все, кроме «Океана», специализировались в основном на боевых кораблях.

Как известно, вследствие событий 1991 года Николаев вместе с его могучим судостроением оказался в составе независимой Украины. Закономерным итогом стало фактическое уничтожение созданной многолетним трудом советского народа промышленности.

К приближающемуся Дню ВМФ наши украинские партнеры преподнесли нам очередной солидный подарок. В июле 2021 года закончилось трехлетнее банкротство «Черноморского судостроительного завода». Продажа оптом и в розницу имущества предприятия принесла чуть более 150 миллионов гривен (порядка 5,5 миллионов долларов США). Вся производственная деятельность прекращена, сотрудники уволены, оборудование распродано по цене металлолома. Министерству обороны незалежной передано 2166 уникальных документов проектно-конструкторской документации.

23 ноября 2020 года со стены у главной проходной завода были демонтированы металлические конструкции, изображающие четыре ордена, которыми ЧСЗ был награжден в годы советской власти и которые являлись символом трудовой славы нескольких поколений работников предприятия. Декоммунизация...

Завод, на котором были построены все авианосцы Советского Союза, на котором строился первенец наших атомных авианосцев "Ульяновск", на котором с конца 19-го века построено всего 1004 корабля различных классов, достоин того, чтобы помнить его.

История этого прославленного предприятия началась в конце 19-го века, когда благодаря бельгийским инвесторам в Николаеве появилась огромная и растущая промзона. Завод «Наваль» ( он же-Французский завод, он же «Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен»), основанный в 1895 году, стал центром кластера. Рядом начали строится цеха «Анонимного общества судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве», Черноморского механического и котельного завода (Черноморский завод)«Общества механического производства в Южной России» по выпуску котлов и машин для кораблей Черноморского флота. В октябре-ноябре 1896 года заводы начали работу.

Общество судостроительных,механических и литейных заводов в Николаеве.Июль 1900
Общество судостроительных,механических и литейных заводов в Николаеве.Июль 1900
Общество судостроительных,механических и литейных заводов в Николаеве.Июль 1900
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Судостроительный док (ок. 1900 г.)
Судостроительный док (ок. 1900 г.)
Судостроительный док (ок. 1900 г.)
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта

Первый большой военный контракт был заключен в 1898 году на производство башен, котлов и машин для броненосца «Князь Потёмкин-Таврический», в 1901 году был получен заказ на тот же комплект для броненосцев «Иоанн Златоуст», «Евстафий» и крейсера «Кагул».

На заводе в 1901-1905 годах была построена для ЧФ серия эсминцев типа «Лейтенант Пущин» («Заветный»,«Завидный», «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий»).

В 1904 году в строй вошла дизель-компрессорная станция, на заводе освоены пневматическая клёпка, сверловка, рубка и чеканка.

В 1908 году Черноморский завод объединен с заводом «Наваль», а в 1911 году объединенный завод стал собственностью французского "Общества николаевских заводов и верфей" (ОНЗиВ).

На тот момент завод был единственным современным судостроительным предприятием на юге России. На нем были построены первый в мире подводный минный заградитель «Краб» и эсминцы «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный», «Лейтенант Пущин».

Перед первой мировой войной контроль над заводом перешел к Санкт-Петербургскому международному коммерческому банку.

"Русификация" предприятия позволила получить выгодные военные заказы-на постройку дредноута "Екатерина II" и поставку турбин и котлов для однотипных „Императрица Мария“ и "Император Александр III», строившихся «Руссудом», а также постройку четырех эсминцев типа «Дерзкий» (черноморский «Новик»).

Николай II  во время визита в Николаев
Николай II во время визита в Николаев
Николай II во время визита в Николаев
Николаев._Подлодка_'Орлан'_перед_спуском_на_воду__1917г
Николаев._Подлодка_'Орлан'_перед_спуском_на_воду__1917г
Николаев._Подлодка_'Орлан'_перед_спуском_на_воду__1917г

Перед войной завод успел получить 150 тонный плавучий кран из Германии и 30 000 тонный плавучий док постройки «Руссуда». К 1914 году на верфи работало около 10 400 рабочих, что сделало ее одним из крупнейших промышленных предприятий России.

В 1914-1915 годах флоту были сданы «Краб», эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Пронзительный» и дредноут "Екатерина II" («Императрица Екатерина Великая»). Заложили еще восемь эскадренных миноносцев типа «Новик».

Завод практически с основания стал одним из центров рабочего движения. В январе-феврале 1916 года завод почти два месяца не работал из-за забастовки. Проблему решили просто-завод был закрыт, а 6000 рабочих призваны в армию. Конечно, через месяц большинство рабочих вернули на завод. Одновременно на территории завода строились новые цеха-инструментальный, электроремонтный, мартеновский, главная кузница, было организовано производство паровых турбин.

В марте 1917 года на заводе был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, а в августе отряды Красной гвардии.

Николаев пережил немецкую оккупацию и весь калейдоскоп смены власти, который прошел в Южной России в 1918-1920 годах.

В мае 1919 года завод был национализирован. В ноябре 1922 года завода переименован в «Николаевские объединённые государственные заводы им. Марти и Бадина». В честь лидеров черноморского восстания французского флота в 1919 году Андре Марти и Луи Бадина.

После окончания гражданской войны, в 1921 году, были подняты затопленные при интервентах корабли и достроены находившиеся в высокой степени готовности корабли дореволюционной закладки, в частности две подводные лодки типа «АГ», эскадренные миноносцы «Незаможник» («Занте»), «Петровский» («Корфу»), «Шаумян» («Левкас»), «Фрунзе», «Дзержинский» и др.

4 ноября 1924 года завод получил новое название- «Николаевские объединённые государственные заводы им. Андре Марти». Луи Бадин к этому времени отошел от коммунистического движения и его убрали с вывески.

В августе 1926 года в производство была внедрена электросварка. Завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени УССР. В 1927 году верфь передала флоту достроенный легкий крейсер «Червона Украина» (типа "Светлана"). В 1930 году были сданы три подводные лодки типа «Декабрист», в 1932 году легкий крейсер «Красный Кавказ». Тогда же были заложены первые цельносварные подводные лодки типа "Малютка"("М").

В середине 30-х завод был основательно расширен и модернизирован. Были заложены крейсера, эсминцы, ледоколы и подлодки, причем не только для ЧФ, но и для ТОФ и Севера.

В августе 1938 года на новом стапеле «0» был заложен линкор «Советская Украина» типа «Советский Союз».

Начавшаяся 22 июня 1941 года война застала в Николаеве многочисленные строящиеся и ремонтирующиеся корабли в самом разгаре работ. Быстрое наступление немецко-румынских войск заставило уже в августе эвакуировать находящиеся на плаву суда вместе с наиболее ценным оборудованием и квалифицированными кадрами.

Сразу после немецкой оккупации верфь была объявлена собственностью рейха как «Южная верфь».

Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта

Взорванные недостроенные подводные лодки (С-36 справа и С-37) типа «С» IX-бис, 1941
Взорванные недостроенные подводные лодки (С-36 справа и С-37) типа «С» IX-бис, 1941
Взорванные недостроенные подводные лодки (С-36 справа и С-37) типа «С» IX-бис, 1941

Недостроенные советские корабли, в т.ч. линкор «Советская Украина», немцы частично разобрали на металл и вывезли в Германию.

«Советская Украина» на стапеле
«Советская Украина» на стапеле
«Советская Украина» на стапеле
«Советская Украина»
«Советская Украина»
«Советская Украина»
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
«Советская Украина»
«Советская Украина»
«Советская Украина»
«Советская Украина»
«Советская Украина»
«Советская Украина»
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта

Немцы осматривают недостроенный линкор «Советская Украина» на стапелях завода им. Марти в Николаеве
Немцы осматривают недостроенный линкор «Советская Украина» на стапелях завода им. Марти в Николаеве
Немцы осматривают недостроенный линкор «Советская Украина» на стапелях завода им. Марти в Николаеве
Немцы осматривают недостроенный линкор «Советская Украина» на стапелях завода им. Марти в Николаеве
Немцы осматривают недостроенный линкор «Советская Украина» на стапелях завода им. Марти в Николаеве
Немцы осматривают недостроенный линкор «Советская Украина» на стапелях завода им. Марти в Николаеве
Немцы осматривают недостроенный линкор «Советская Украина» на стапелях завода им. Марти в Николаеве
Немцы осматривают недостроенный линкор «Советская Украина» на стапелях завода им. Марти в Николаеве
Немцы осматривают недостроенный линкор «Советская Украина» на стапелях завода им. Марти в Николаеве

Когда 28 марта 1944 года фашистов выбили из Николаева, завод оказался полностью разрушен, из 784 зданий сохранились только медсанчасть и крепежная мастерская. Восстанавливали завод вернувшиеся из эвакуации рабочие и специальная строительная часть ОСМЧ-44. Уже в октябре 1945 года возобновилась достройка ранее эвакуированных из Николаева кораблей.

В послевоенный период на заводе продолжалось освоение новых технологий, автоматизированной электросварки, газовой резки, литья якорных цепей и новых способов организации производства.

Так как позиция тов. Андре Марти несколько отклонилась от генеральной линии партии, в 1956 году название завода в очередной раз поменяли на «Николаевский судостроительный завод имени И. И. Носенко». В честь Ивана Носенко, советского инженера, контр-адмирала, министра судостроительной промышленности СССР, который длительное время работал на заводе.

Кроме военных кораблей, завод освоил выпуск гражданских судов-китобойных баз проекта 392, сухогрузных судов проекта 567, научно-исследовательских судов и других плавбаз различного назначения.
Строительство надводных кораблей временно прекратилось в середине 1950-х годов, а затем было возрождено в середине 1960-х, подводные лодки в последний раз строились на верфи в конце 1950-х годов.

В 1962 году завод приступил к выпуску авианесущих крейсеров проектов 1123, 1143, 1143.3, 1143.4, 1143.5. За следующие 30 лет здесь были построены все авианосцы советского флота.

В 1964 году завод начал строить рыбопромысловые и сухогрузные суда на экспорт.

В 1968 году завод обрел окончательное название-«Черноморский судостроительный завод». Не везло заводу с персоналиями "шефов", сын Ивана Носенко, Юрий, сотрудник Второго главного управления КГБ СССР, сбежал в США.

Тогда же началось строительство кораблей особого назначения — проектов 394, 994, 10221, 1288.4 (разведка), научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королёв»(1970).

25 ноября 1988 года на стапеле завода был заложен атомный авианосец «Ульяновск», вершина советского кораблестроения.

Рисунок в американском журнале 1984 года предполагаемого вида советского авианосца на стапеле
Рисунок в американском журнале 1984 года предполагаемого вида советского авианосца на стапеле
Рисунок в американском журнале 1984 года предполагаемого вида советского авианосца на стапеле

Помимо расширения цехов завод обрастал и социалкой- собственный домокомбинат, жилые дома, бытовая инфраструктура для рабочих и горожан.

Спутниковые фотографии постройки корабля " Адмирал Кузнецов" просочились в Jane's Defense Weekly в 1985 году
Спутниковые фотографии постройки корабля " Адмирал Кузнецов" просочились в Jane's Defense Weekly в 1985 году
Спутниковые фотографии постройки корабля " Адмирал Кузнецов" просочились в Jane's Defense Weekly в 1985 году
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта

В 1991 году, году великих перемен, вступил в строй ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». ТАКР «Рига» (далее «Варяг») повезло меньше, его достроить и увести не успели, а Украина продала его китайцам.

Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта

Уничтожение Советского Союза для Черноморского флота и судостроения юга страны оказалось по последствиям страшнее гитлеровского нашествия. На несколько лет ЧФ оказался в подвешенном состоянии, потом прошел раздел кораблей "по живому", а береговые объекты флота были деловито отжаты братской Украиной силовыми средствами.

Черноморский завод некогда единого ВПК СССР был передан Киевом в состав специально созданной судостроительной корпорации «Укрсудстрой». Завод перебивался случайными заказами на субподряде у соседей-«Океана» и завода имени 61 коммунара.

«Славутич»
«Славутич»
«Славутич»

В 1992 на заводе был достроен первый корабль самостийной державы, корабль управления «Славутич». Ввиду отсутствия на тот момент украинского военно-морского флага, на нем поднимали обычный жовто-блакитный.

Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
"Ульяновск" имел готовность около 40%
"Ульяновск" имел готовность около 40%
"Ульяновск" имел готовность около 40%

Тогда же киевское правительство разрешило порезать на металл недостроенный атомный ТАКР «Ульяновск». В этом был огромный интерес США. Чтобы стимулировать украинские власти к быстрым решениям, практически одновременно было заброшено два коммерческих предложения-одно, от норвежской фирмы, на очень выгодную срочную постройку шести больших судов и еще одно, от американской фирмы, на покупку металлолома по цене выше рынка -за 450 баксов. Украинцы поверить не могли в свою удачу и быстро освободили стапель от авианосца.

Когда авианосец уже безвозвратно расчленили на восемь частей, оказалось, что норвежцам судов надо меньше, а в принципе, и вообще не надо. Американская же фирма перестала заниматься металлоломом и переквалифицировалась в управдомы. Другая американская фирма согласилась купить металл, но по 150 долларов за тонну.

Позже оказалось, что все три конторы имели управление из одного центра и целью имели именно уничтожение «Ульяновска». Партнеры, как всегда, развели "молодую демократию".

В 1993 году завод получил контракт на постройку трех танкеров для греческой фирмы Avin International SA (всего до 2002 года для греков построено 6 танкеров). Коллектив пытается выжить за счет производства товаров народного потребления и сдачей в аренду своих площадей. К 2005 году из 40 тысяч работников осталось чуть более 2 000 человек, главным образом административный состав.

Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта

В лучшие времена верфь занимала две основных площадки по два квадратных километра с двумя главными стапелями.

Стапель №0 имел длину 330 и ширину 40 метров с двумя козловыми кранами по 800-900 тонн каждый. Он предназначался для строительства танкеров, балкеров, судов снабжения и ролкеров .

Стапель №1 длиной 400 метров с горизонтальным спуском с помощью плавучего дока на 7500 тонн (длина 120 и ширина 41,5 метра). Фактически это конвейер под крышей, автономная производственная линия замкнутого цикла. Окончательная достройка проводилась у Южной достроечной набережной длиной 546 метров.

Верфь имела собственные цеха -стапельный, сборочно-сварочный, гальванический и слесарный. В сборочно-сварочном цехе изготавливали блоки до 180 тонн. Завод сам производил гребные валы длиной до 30 метров и сборные и сварные якорные цепи.

В заводской комплекс входили 43 километра железных и 29 километров автомобильных дорог, а собственные буксиры могли обеспечить проводку танкеров дедвейтом до 70 000  тонн. Завод обладал собственным конструкторским центром с квалифицированным инженерным персоналом и современным компьютерным оборудованием с интегрированной системой судостроения ( FORAN ).

Всего на заводе до 1917 года было построено 106 кораблей и судов ( 1 линкор, 2 крейсера, 24 миноносца, 3 пл, 1 подводный минзаг и 75 других судов). Еще один линкор был недостроен.

В 1917-1941 годах построено 113 кораблей и судов (6 крейсеров, 4 лидера, 17 эсминцев, 4 СКР, 64 пл, 11 танкеров, 2 ледокола, 4 военных транспорта и одна база пл)

В 1948-1997 годах построено 73 пл, 5 крейсеров, еще 2 не достроены, 32 плавбазы и плавмастерские, 10 кораблей особого назначения, 7 авианесущих крейсеров, еще 2 не достроены, 13 танкеров, 47 сухогрузов, 470 траулеров, 10 специальных судов, 12 плавдоков и 101 прочее судно.

Предприятие строило и экспортировало суда в Швецию, Болгарию, Норвегию, Румынию, Великобританию, Германию, Португалию, Кувейт, Индию и Грецию .

Среди боевых кораблей, которые были заложены здесь, известны: подводный заградитель "Краб", линкор "Императрица Екатерина Великая", подводные лодки "Спартаковец", "Революционер", "Якобинец", крейсер "Ворошилов", линкор "Советская Украина", крейсера "Куйбышев", "Михаил Кутузов", авианосцы "Москва", "Ленинград", "Киев", "Минск", "Новороссийск","Адмирал Горшков", "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов","Ульяновск".

Три построенных здесь авианосца сегодня служат во флотах:

РФ -"Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов";

КНР-«Ляонин» (бывший «Рига» и «Варяг»);

Индии-«Викрамадитья»(бывший «Адмирал Горшков»).

Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта

А Украина увековечила не ею построенный, но ею уничтоженный завод-на почтовой марке....

Кстати, повода для радости по последнему и старейшему в Николаеве предприятию военного судостроения нет, 26 октября 2020 года на Николаевском судостроительном заводе тоже начата процедура банкротства.

«Прощай, гордость, спи спокойно после долгой агонии. О тебе останутся добрая память и грусть», -эпитафия одного из читателей в соцсетях после известия об уничтожении завода.

RIP...

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам