3206 subscribers

Иллюзия Поггендорфа - что видят бедные

465 full reads
617 story viewsUnique page visitors
465 read the story to the endThat's 75% of the total page views
1 minute — average reading time

Еще немножко о зрении и мышлении. Начнем изучать иллюзию Поггендорфа.

Посмотрите сперва на левую часть картинки к посту. Прямоугольник пересекает линия. В начале – черная, потом – синяя.

Иллюзия Поггендорфа - что видят бедные

Только это иллюзия. На самом деле, продолжением черной линии является красная – смотрим правую картинку.

Единого объяснения причин возникновения иллюзии до сих пор нет. Тем не менее, оценка даже такой простой сенсорной ситуации зависит от пола, возраста и образования испытуемых. Величина искажения меняется, когда мы голодны, решаем задачу, испытываем боль или влюблены.

Особенно эффективно на наше восприятие влияют ценности общества. Причем искажения закладываются уже в раннем детстве.

Брунер и Гудмэн исследовали детей в возрасте 10 лет. Разделили на группы из «богатых» и «бедных» семей и попросили оценить по памяти монетки от 1 цента до 0,5 доллара. Дело было после войны и монеты имели вполне приличную покупательскую способность – особенно для ребенка. Контрольная группа оценивала картонные кружки.

Итог - величины монет, социально ценных объектов, оценивались на 15-35% выше, нежели кружков. Причем чем больше монета – тем сильнее отклонение ее кажущейся величины от настоящего размера.

И да, «бедная» группа переоценивала величину монет гораздо сильнее, чем «богатая».

Точность восприятия зависит от силы потребности. Важно не что мы видим, а кто видит.

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса

Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.

Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты