Как мы попадаем в ловушку шаблонного поведения

Итак, мозг сжигает огромное количество энергии. А большая часть мыслительных процессов происходит на автопилоте. Без сознательного контроля. Следствие комбинации двух факторов - мы постоянно выбираем самые легкие и знакомые решения. И не отдаем себе в этом отчет.

Мозг крайне негативно относится к любым затратам энергии. Вспомните, что вы делали 8 дней назад. Для этого вы подумаете – а что это за день недели, припомните главное событие и постепенно реконструируйте весь день.

Если вы правда проделаете это упражнение, то почувствуйте легкое раздражение. Беспокойство. Потому что любое напряжение умственных усилий, на которое мы тратим драгоценную энергию, вызывает у нас дискомфорт.

И это мы вспоминали реальные события. А если надо подумать о чем-то новом, то энергия сжирается с такой скоростью, что мозг вообще отказывается от задачи. Пример, сегодня близкий лично мне. Выходной. А куда пойти? Вот театры, выставки, рестораны. Смотрю – столько вариантов, опций, все интересно. И сложно выбирать. В результате пойду, как обычно, гулять в ближайшем парке.

Поэтому мы годами читаем одни и те же сайты, ходим в одни и те же магазины, ездим по тем же самым дорогам на ту же самую работу. Постоянно откладывая изменения на потом. Просто мозгу – не нам – выгоднее активизировать старые нейронные связи, чем устанавливать новые. А мы задним числом придумываем объяснения своему поведению, представляя его "логичным" и "правильным".

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.

Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)


Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"

Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США

Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов

Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"

А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!

Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита

Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "